Способы измерения уровня износа протектора шин
Индикатор износа
Эта наиболее известная система. Речь идет о протекторном блоке толщиной в 1,6 мм, расположенном, как правило, в глубине продольных канавок. Если протектор приравнивается к уровню индикатор, то шина достигла своего предельного срока эксплуатации, установленного законом, и, следовательно, должна быть заменена. Переходя эту грань, автомобилист совершает правонарушение.
Фото : rezulteo
Классический индикатор уровня износа шин.
Для того, чтобы определить расположение индикатора уровня износа
на протекторе шин, необходимо найти на боковине шины одну из следующих отметок:
- Знак TWI (tread wear indicator)
- Логотип марки
- Треугольник
Фото : Michelin
На шинах
Michelin
индикатор уровня износа в центральной канавке обозначен маленьким Бибендумом.
Некоторые фирмы выпускают также промежуточные индикаторы износа шин
. Их исчезновение указывает на то, что шина больше не обеспечивает оптимальных качеств на мокрой поверхности.
Фото : Continental
Промежуточный индикатор уровня износа на шинах
Continental
Цифровой индикатор износа.
Согласно данному методу определение уровня износа происходит с помощью системы цифр, расположенной на протекторе шины. Цифры указывают глубину резины и стираются по мере износа протектора. Этот способ используется многими компаниями, такими как Nokian
или Matador
.
Фото : Matador
Цифровой индикатор уровня износа на шинах
Matador
Фото : Nokian
Цифровой индикатор уровня износа шин
Nokian
Цветовое изменение шины.
Два китайских дизайнера создали прототип шины, меняющей свой цвет при изнашивании. Принцип здесь простой: при износе шины происходит окрашивание внутренней части протектора в ярко оранжевый цвет
. Необычный и интересный метод, но, по мнению наших специалистов, трудно реализуемый!
Фото : All Rights Reserved
Идея, предложенная агентством
Yanko
Design
Измеритель глубины профиля
Индикаторы износа являются быстрым способом оценки уровня износа протектора, но они не могут заменить точность, получаемую благодаря измерителю глубины профиля шин
. Этот небольшой прибор, который находится в продаже во всех автоцентрах и имеет довольно низкую стоимость, позволяет замерить глубину канавок протектора в различных местах автомобильной шины в соответствии с законодательством.
Фото : All Rights Reserved
Профессиональный измеритель глубины протектора шины
Одной из деталей автомобиля, больше остальных подверженной износу, являются шины. Покрышки обеспечивают контакт машины с поверхностью дорожного покрытия. Длительный срок эксплуатации и выполнение непосредственных функций и становится причиной их износа. Безопасность передвижения по дорогам зависит от работоспособности покрышек, и по этой причине необходимо тщательно следить за их состоянием.
Когда зимние шины уже не пригодны? Вот признаки.
Автомобильные шины стареют при использовании и хранении. На их долговечность также влияют грязь, температура и количество выполненных ремонтов. Как распознать признаки повреждения или износа зимней резины?
Зимой водитель подвергается ряду опасностей. Одним из наиболее опасных является риск заноса во время вождения, при запуске или торможении. В настоящее время подавляющее большинство автомобилей имеют систему ABS для предотвращения блокировки колес. Все больше автомобилей оснащаются системой ESP, защищающей от недостаточной и избыточной поворачиваемости, или системой ASR, предотвращающей проскальзывание ведущих колес. В настоящее время модные внедорожники и некоторые автомобили премиум-класса оснащены полным приводом, чаще всего (для удобства пользователя) автоматически включается. Но ни одна из этих продвинутых систем не будет работать должным образом, если автомобиль изношен.
То же самое относится и к работе водителя. Даже самый лучший водитель, который соответствует правилам. с отличными рефлексами и современным автомобилем, не сможет избежать аварии. Это может быть буквально несколько метров. Причиной будут изношенные шины, и именно их протектор.
Исследование Moto Data 2017 показало, что 76% польских водителей делают сезонные замены шин. А как насчет остальных 24%? Некоторые ездят на всесезонных шинах, что является приемлемым и во многих случаях разумным решением. А остальные? Не меняют шины. Либо ездят летом или зимой, круглый год на одних.
Это возможно. Опять же, давайте посмотрим на результаты исследования Moto Data 2017. Самая большая группа водителей покупает шины непосредственно в автомобильной мастерской или в сервисе шин — их 36%. Тем не менее, исследование также показало нечто очень тревожное — 16% водителей покупают подержанные зимние шины. И там почти никто не покупает набор. Если изнашивается одна шина в автомобиле, на ее место покупается замена.
2% водителей покупают новые шины в торговых сетях. Восстановленные шины часто продаются там как новые. Они имеют немного более низкую цену, чем действительно новые шины, и многие водители попадают в ловушку этой цены, покупая восстановленный использованный продукт.
Каждый водитель должен помнить, что лучше купить самый дешевый комплект или две новые шины, чем покупать использованные или восстановленные шины. В то же время многие специалисты предостерегают от покупки самых дешевых шин из Китая. Бюджетные, европейские обычно стоят не на дороже, поэтому экономия скромная, а риск высокий.
Даже самый лучший комплект зимних шин изнашивается во время использования. На скорость его износа влияет стиль вождения (агрессивный режим значительно ускоряет износ шин), техническое состояние автомобиля (правильная геометрия, эффективная подвеска), а также способ хранения шин. Количество ремонтов в мастерских по вулканизации также влияет на срок службы шин (подробнее об этом ниже).
Каждый водитель должен быть в состоянии определить, могут ли зимние шины быть установлены и использоваться в следующем сезоне. Безопасность шин и других участников дорожного движения зависит от состояния шин.
Какие способы могут использоваться для определения износа
Самый простой вариант — обратить внимание на состояние индикатор износа, который обычно находится в продольной канавке покрышки. Если он имеет одну высоту с протектором — шину нужно менять, поскольку она уже износилась
Дальнейшая эксплуатация запрещена законодательством. Рядом с блоком для определения износа часто находятся логотип изготовителя, знак в виде треугольника или буквы TWI. В покрышках Michelin используется изображение Бибендума — человечка, сделанного из шин.
Цифровой индикатор. Интересный вариант, который используют компании Nokian и Matador. На таких шинах находятся цифры, обозначающие глубину резины. Определять параметры покрышек этого типа проще, чем в обычном случае. Со временем индекс стирается, и, например, цифра 8 превращается в 6. Это говорит о необходимости смены.
Так выглядит цифровой индикатор износа
- Измеритель профиля. Небольшое приспособление, которое можно недорого купить практически в любом автоцентре. С его помощью можно в считанные секунды измерить глубину канавок.
- Шатнгенциркуль или линейка с глубинометром. Тут всё просто: устанавливаете прибор в канавку и меряете её высоту.
- Монета. Если нет никаких инструментов, определить степень изношенности поможет монета номиналом в 10 копеек. Поставьте её в канавку. Если слово «копеек» скрылось, значит, с шиной всё в порядке. Зимнюю шину надо менять, если глубины хватает только на скрытие орнамента. Летнюю — если скрывается только обод.
Справа — новая шина. Слева — изношенная
Помните, что езда на «лысой» резине опасна для жизни. При использовании изношенных покрышек даже самый обычный поворот превращается в серьёзное испытание скорости рефлексов. Не забывайте измерять глубину канавок протектора и своевременно менять покрышки, чтобы внезапная авария из-за лысых шин не привела к более дорогостоящему ремонту.
Как определить уровень пробега шин
Индикатор износа
это небольшая резиновая колонка высотой 1,6 мм, расположенная в канавках протектора. Фактически, шину нужно менять после того, как высота протектора сравняется с заданным блоком.
Износостойкий блок в протекторе
Чтобы точно определить, где находится индикатор уровня износа, можно найти одну из меток сбоку:
- треугольник;
- бренд TWI;
- торговая марка.
Многие производители выпускают шины с промежуточными показателями. Их истирание указывает на то, что шины больше не могут обеспечивать надлежащее сцепление с мокрым асфальтом.
Цифровые индексы на протекторах
Цифровые индикаторы выдавлены в резиновые ламели и ступени, каждая из которых отличается по глубине. Наибольшее число (стандартно восемь) выдавливается на небольшую глубину, наименьшее (для летних шин — один два, для шипованных или зимних шин на липучке — четыре). При использовании покрышек они изнашиваются, цифры изнашиваются и исчезают. Оставшийся уровень протектора определяется по наибольшей из оставшихся цифр. Критический износ колеса фиксируется после сброса последнего индикатора.
Маркировка протектора с помощью цифрового индикатора износа: пример
Производители применяют к протекторам три основных типа цифровых индикаторов:
- Ряд цифр от «2» до «4», показатели указаны в миллиметрах;
- Многочисленные цифры, индикаторы обозначены в процентах от высоты протектора;
- Индикатор с сегментированной цифрой, выполненный таким образом, что каждый из его сегментов выдавлен на разную глубину. По мере износа шины отображаются разные числа. Эти показатели указаны в миллиметрах.
Изменение цвета шины
Совсем недавно на рынке появились колеса, меняющие цвет по мере износа. При истирании резины протектор окрашивается в яркий оттенок, что дает возможность узнать о необходимости замены резины.
Определять степень износа шин по изменению цвета удобно, но колеса не всегда выглядят эстетично
Измерение глубины профиля
Манометры быстро показывают степень износа, но не точны. Чтобы получить точные показания, используется измеритель глубины профиля — небольшое устройство, которое измеряет глубину канавок протектора в нескольких точках. Если полученные результаты ниже, чем предписано законом, каучук больше нельзя использовать.
Определение степени износа протектора с помощью профилометра
Ручные способы: монета, линейка, штангенциркуль
Возможно, самый быстрый и простой способ измерить глубину канавки протектора — с помощью линейки или штангенциркуля. Для этого измерительный щуп опускают на дно канавки и фиксируют полученное значение. Износ резины измеряется аналогичным образом и с помощью линейки: она вставляется в протектор и проверяется ее глубина.
Определить уровень износа шин можно любой металлической монетой — долларом, евро или рублем. Например, доллар вонзает голову президента в канавку протектора. Пора сменить жевательную резинку, если волосы Вашингтона видны с перпендикулярной линии зрения. Точно так же износ шин можно определить с помощью десятицентовика — только в этом случае должна быть видна макушка Линкольна.
Определение степени износа протектора монетным — экспресс-методом
Подходят для этого способа и русские монеты с двуглавым орлом. В паз кладут два рубля головой орла вниз. Если шина в хорошем состоянии и не требует замены, головы птицы не должно быть видно, но шины необходимо заменить, если виден весь орел.
Вы можете узнать состояние резины с помощью монеты в один евро. Если золотая кромка исчезает в канавке протектора, менять шину не нужно, но если большая ее часть видна, вам нужно будет приобрести замену.
Причины износа шин
Износ резины бывает не только естественным, вызванным длительной эксплуатацией автомобиля, но и ускоренным. В последнем случае это происходит по нескольким причинам. Все они, будь то неправильный сход‐развал или неисправность амортизаторов, требуют своевременного устранения.
Износ шины при неправильном угле сход‐развал
7 факторов, способствующих быстрому повреждению рисунка, приведены ниже.
Температура дороги. Чем она выше (может доходить до 60-70°С), тем быстрее истирается протектор. На это есть своя причина — при движении происходит естественное трение, нагревающее резину. Если асфальт не слишком горячий, тепло передаётся от шин к дороге. Однако в сильную жару происходит обратный процесс, и колёса нагреваются ещё сильнее. Поэтому летом надо обязательно следить за количеством воздуха в камерах, не допуская увеличения более чем на 0,2–0,3 бара.
Качество шоссе. Бывают дороги гладкие и не очень. Так, езда по крупнозернистому асфальту или гравию способствует более сильному износу протектора. На таких покрытиях рекомендуется двигаться медленно и всегда проверять давление в автошинах. В этом плане удобнее владельцам машин, оборудованных специальными датчиками.
Скоростной режим. Постоянная езда выше 90-100 км/ч тоже сопровождается чрезмерным износом, даже если машина передвигается по идеально гладкому асфальту. Вспомним кадры из гонок — уже через несколько километров пилот останавливается, и помощники быстро меняют колёса. А это ещё спортивная резина, у которой индекс скорости рассчитан на запредельный темп. Следовательно, надо стараться ездить не очень быстро, если покрышки автомобиля изношены более чем на 50%.
Давление. Чрезмерно накачанные шины, впрочем, как и недокачанные — изнашивают резину раньше срока. В первом случае истирается внутренняя часть (центральная) протектора, во втором — внешняя сторона (боковая)
Важно проверять этот показатель перед дальней дорогой, особенно если багажник набит вещами до отказа. Амортизаторы
Они уменьшают механические колебания. Понятно, что неисправные демпферы не обеспечат плавного распределения усилий на колёса. Особенно это будет заметно на ямах и «лежащих полицейских», где собственно и срабатывает подвеска автомобиля. В таких случаях нагрузка на шины увеличивается, они начинают активнее изнашиваться. Вот почему так важно регулярно отвозить машину на диагностику ходовой части.
Сход‐развал. По норме все колёса авто должны находиться строго вертикально. Иначе они будут катиться не всей площадью протектора, а внутренней или наружной частью. В данном случае правильнее обеспечить одинаковый износ. Да и больше того, если автомобиль с неверно выставленным углом установки элемента ходовой части попадёт в колдобину, от покрышки может вообще ничего не остаться. Нежелательных последствий стоит ожидать и при любых поворотах, движении по неровным дорогам. Некоторые водители специально меняют ведущие и ведомые колёса местами, чтобы выровнять поверхности шин.
Разбалансировка. Почти во всех случаях средняя точка массы колеса не совпадает по геометрическим законам с его центром. Такая покрышка при движении вызывает повышенные колебания кузова, снижает комфорт вождения, приводит к износу рулевого управления. Но самое главное — быстрее изнашивается резина. Смыслом балансировки является продвижение центра тяжести к геометрическому основанию.
Неравномерный износ шины при расбалансировке колеса
Разбалансированные колёса всегда имеют залысины. В одном месте их бывает больше, чем в другом. Часто это просто еле заметное пятно, которое представляет опасность. Езда на большой скорости с таким протектором, особенно при передвижении по плохим дорогам, несёт угрозу переворачивания из‐за прокола. Изучив виды износа шин, можно быстро найти причину этой проблемы.
Многие водители, даже опытные, это замечено, смотрят на резину мельком. Они лишь оценивают её состояние визуально, а владельцы современных машин с системой контроля уровня давления и этого даже не делают. Конечно же, зря! Состояние протектора расскажет не только о степени эрозии, но и о манере вождения, условиях эксплуатации и многом другом.
Как и было сказано выше, если рисунок стёрся по центру, это укажет на высокое давление колёс. А по боковым частям — уже на недокачку, так как центр проваливается, и резина опирается на края. В обоих случаях истирание происходит неравномерно, отчего пострадает управляемость и торможение, ведь шина потеряет расчётное контактное пятно с дорогой. Поэтому для накачивания лучше воспользоваться профессиональным оборудованием СТО, а не любительским манометром. Этот часто выдаёт ложную информацию.
Почему состояние зимних (или всесезонных) шин так важно для безопасности?
Каждая шина состоит из двух основных частей: первая — это конструкция, а другая — протектор. Наиболее важными задачами протектора являются обеспечение тяги колес, быстрая передача мощности от двигателя, а также достаточно короткий тормозной путь.
Протектор изготовлен из двух видов резины, натуральной и синтетической, а также ряда аксессуаров, которые являются секретом каждого производителя шин. Протектор имеет особый рисунок. Его можно отличить по выступам (также называемым прокладками), ребрам (выступы, покрывающие всю окружность шины), продольными и поперечными канавками и прорезями, то есть микропроводами, покрывающими выступы протектора.
- Каждый компонент протектора играет определенную роль. Например, рейки, хотя и самые маленькие, отвечают за тяговое усилие и тормозной путь, а канавки отводят воду из-под колес.
- Протектор новой шины имеет высоту около 9 мм. Во время движения протектор постепенно стирается. Чем оно ниже, тем больше тормозной путь автомобиля, потому что ламели не могут выполнять свою работу должным образом. Более низкий протектор также означает меньшую емкость канавки, что приводит к ухудшению отвода воды и слякоти. И это грозит аквапланированием, проскальзыванием. И не только в морозные дни, но и после каждого дождя.
- Поврежденная шина с трещинами, боковым повреждением или с многочисленными ремонтами может выстрелить (лопнуть) во время вождения. И это почти всегда приводит к несчастному случаю. Очень старая шина, которой более 10 лет, несет подобную угрозу.
В случае восстановленных шин были случаи отслоения протектора. Кроме того, никто не знает, к какому дизайну был применен новый протектор. Сколько лет было шине и в каком состоянии?
В конце этого параграфа краткий ответ на вопрос: почему вы должны использовать зимние шины или всесезонные шины зимой? Летние и зимние шины, а также всесезонные шины отличаются друг от друга не только внешним видом протектора, но и составом резиновой смеси, из которой они изготовлены. В зимних и всесезонных шинах, при низких температурах резиновая смесь не затвердевает. И это происходит в летней резине. Каков эффект этого? Фатальная хватка.
1 В чем опасность эксплуатации автомобиля с изношенными шинами?
Износ шин не только свидетельствует о частом использовании транспортного средства, но и позволяет оценить его состояние в целом. Повышенное и неравномерное истирание говорит о наличии различных проблем, требующих скорейшего устранения. Изношенная резина может крайне негативно отразиться на безопасности эксплуатации автомобиля, особенно на высоких скоростях. Плохие покрышки обеспечивают крайне неустойчивое сцепление машины с дорожным полотном.
Истиранию подвержена как обычная, так и зимняя резина. Зимние шины имеют специальные ламели, которые буквально «вгрызаются» в снег при движении и повышают качество сцепления машины с обледеневшим или заснеженным покрытием. Из-за износа протектора ламели не смогут справиться со своими основными задачами, и сцепление с дорогой сильно ухудшится. Езда по мокрым дорогам на изношенных шинах нередко приводит к аквапланированию. Так называют ситуацию, когда вода забивается в канавки протектора и не успевает оттуда вытечь, в результате чего колеса становятся абсолютно гладкими и неспособными обеспечивать хоть сколько-нибудь надежное сцепление с дорогой.
Изношенные шины автомобиля — это прямая угроза безопасности водителя на дороге
Когда требуется замена
У каждой покрышки есть свой предел допустимого износа шин
Для автовладельца крайне важно определить наступление этого момента, когда старая резина уже непригодна к дальнейшей эксплуатации, и требуется новый комплект
При этом мало кто готов делать это раньше положенного срока, когда очевидных признаков потери ресурса нет. Всем хочется максимально использовать потенциал комплекта, прежде чем тратить деньги на новый.
Есть определённые нормы износа для шин, предусмотренные для грузовых и легковых автомобилей. Основополагающим фактором для своевременной замены является периодическая ревизия покрышек.
Специалисты советуют выполнять замену при возникновении одной из следующих ситуаций.
- Предел износа достиг своего максимума. Подробнее об этом расскажем немного позже. Большинство современных покрышек имеют соответствующие индикаторы. Также есть альтернативные методы определения ресурса резины. На практике комплекты шин меняют через 40-50 тысяч километров. Но срок эксплуатации зависит от целого ряда факторов.
- Наблюдается ненормальный износ. Про их разновидности вы уже знаете. Первоочередной задачей будет поиск и устранение причин, из-за которых износ сопровождается нехарактерными для нормальной эксплуатации признаками.
- Между глубиной канавок на шинах одной оси разница превышает 5 мм. Это негативно отразится на управляемости транспортного средства. В ваших же интересах заменить комплект.
- На шинах имеются повреждения. Вне зависимости от причин и обстоятельств, даже незначительные механические дефекты постепенно могут увеличиваться. Это оборачивается внезапной разгерметизацией и разрывом, что особенно опасно при движении на большой скорости.
- Несоответствие покрышек рекомендациям производителя. Кто-то специально ради экономии устанавливает шины, которые не соответствуют регламенту. Другие при продаже покупают самый дешёвый комплект, лишь бы не продавать машину вообще без колёс. Такие покрышки использовать нельзя.
- Колёса не отвечают требованиям производителя. Здесь речь о выборе неправильного типоразмера, нагрузок и несоблюдении нагрузок.
Что же касается норм по износу, то существуют свои регламентированные значения, в зависимости от типа транспортного средства и используемых покрышек.
- В случае с автобусами предел износа составляет 2 миллиметра.
- У грузовиков нельзя допускать износ в 1 миллиметр.
- У мотоциклов значение ещё меньше, и составляет 0,8 мм.
- Применительно к легковым машинам предел достигает 1,6 мм.
В РФ и странах Европы сейчас действуют одинаковые нормативы относительно износа автомобильных покрышек.
Для зимнего периода значение составляет от 4 до 6 миллиметров, а для летнего озвученные выше 1,6 мм. Это предельные значения. Летний тип шин можно безопасно эксплуатировать, если высота их протектора составляет минимум 2-3 миллиметра.
В чем заключается опасность износа шин
Многие водители обращают внимание на состояние шин только зимой. Скользкие дороги являются причиной частых аварий, поэтому автомобилисты вовремя «переобувают» машину
Летом, когда дорога сухая, многие считают, что использование изношенных шин никакой опасности не принесет. Они сильно ошибаются. Эксплуатация старых покрышек опасна в любое время года и в любую погоду. Рассмотрим некоторые последствия этого:
- Автомобиль становится неуправляемым.
- Тормозной путь машины увеличивается, и это может привести к дорожно-транспортному происшествию.
- Возникает аквапланирование – в результате появления водяного слоя между дорожным покрытием и автомобилем полностью или частично теряется сцепление с дорогой.
- Машина может развернуться неожиданно, тогда аварии не избежать.
- При неравномерном износе покрышек и повышении давления может произойти взрыв резины.
Ездить на лысой резине запрещено в любое время года. В случае нарушения водителям грозит штраф в размере 500 рублей или предупреждение.
По высоте протектора
Для определения изношенности шин лучше всего воспользоваться штангенциркулем. Он позволит точно узнать, какая высота у протектора. Для этих целей также подойдет линейка с глубиномером или другой инструмент.
Чтобы точно понять, сколько осталось миллиметров, и определить износ протектора шины, рекомендуется измерять толщину на разных его участках, так как процент износа может быть неравномерным. Если все измеренные значения больше, чем минимально допустимые, то шины еще подойдут к использованию.
Если же значения меньше, то продолжать эксплуатацию автомобиля с этими шинами не рекомендуется, так как они не обеспечат безопасное вождение, особенно в экстренных ситуациях.
Если под рукой нет штангенциркуля, то измерить высоту протектора можно при помощи монетки. Она позволит понять, сколько еще осталось высоты, но точность измерений она не гарантирует, а только позволяет примерно сравнить показатели равномерности/неравномерности истирания резины.
Что влияет на износ
Базовые характеристики покрытия шин зависят от многих факторов – качества материалов, использованных при отливке покрышки, сезонности, рисунка протектора и дополнительных элементов, размеров и габаритов, соответствующих производственным требованиям. Учесть все эти нюансы необходимо при выборе комплекта летней, зимней или всесезонной резины. Тот факт, что покрышка выпущена известным брендом, еще не гарантирует безупречное качество и превосходные характеристики на дороге.
Повлиять на преждевременный износ покрышек могут следующие факторы:
ненадлежащее или неравномерное давление в шинах – хотя производитель авто и/или покрышек предусматривает рекомендуемые пределы давления, многие водители пренебрегают этим правилом, что влечет повышенную нагрузку и износ;
неправильный выбор скоростного режима, экстренные торможения и перестроения, активное маневрирование с изменением скорости движения – в результате таких действий неизбежно возникает эффект движения неподвижных колес по дорожному покрытию, что постепенно разрушает протектор;
ненадлежащие условия хранения покрышек в период между эксплуатацией – мало кто читает рекомендации по хранению, предлагаемые производителем покрышек, однако их несоблюдение влечет деформацию материала шины;
несвоевременная смена сезонных комплектов резины – хотя автовладельцы привыкли обращать внимание только на шипы зимней резины, практически любое использование покрышек вне заявленного сезона влечет ухудшение сцепления и повышенный износ;
нерегулярная проверка положения колес относительно кузова автомобиля – достаточно простая процедура «развал-схождение» должна проводиться после каждой сезонной смены шин, замены элементов управления и т.д.
Это только примерный перечень факторов, которые могут снизить характеристики протектора и привести к преждевременному износу покрышки. Более того, невозможно заранее предсказать, сочетание каких факторов приведет к таким последствиям. Поэтому водитель должен соблюдать все требования и рекомендации, предписанные производителем машины и комплекта покрышек.
Как понять, что пора менять шины: нормы и стандарты
На внешнем слое резины покрышки находится рисунок, причём на зимних и летних моделях он разный. В летнем варианте рисунок используется для быстрого отведения воды, в зимних — для улучшения сцепления со скользкой поверхностью. Главным параметром рисунка является высота и глубина составляющих его канавок. У современных шин глубина начинается с 5 мм. В летних вариантах она составляет около 7 мм, в зимних — от 8 до 10. Во внедорожных покрышках показатель может достигать 20 мм.
Именно глубина канавок страдает при износе шин и по ней можно узнать состояние резины. Если на летней высота протектора опустится ниже 1,6 мм, сильно уменьшится устойчивость к аквапланированию. В зимних покрышках минимально допустимый показатель составляет 4 мм. Нужно периодически измерять этот параметр и менять покрышку по достижению предельных величин.
Это интересно: Двигатели Common Rail и особенности их эксплуатации
Как ускорить износ шин? Вредные советы
- Самый очевидный – тормозить как можно чаще и с как можно больших скоростей. Подобные неоправданные маневры можно наблюдать при резком торможении перед светофором после сильного разгона.
- Осуществлять резкую смену курса автомобиля. Мало того, что в городе такая манера вождения влетит в копеечку тому, кто почувствовал себя на дрифтинговом треке, так еще и опасна.
- Совершенно забыть о качестве дорог и правилах эксплуатации шин. Беззаботное вождение по дорожным ямам и наезды на бордюры приведут как к износу, так и повреждению резины, не говоря уже о проблемах с другими частями автомобиля.
- Не придавать значения своевременной сезонной смене шин. Залогом долгой службы летней резины, к примеру, является ее замена задолго до выпадения снега и наступления холодов.
- Если о правильном хранении шин Вы не слышали, то этот способ Вы уже используете: нарушение условий сезонного хранения ведет к значительному сокращению срока службы шин.
- Не следить за давлением в шине. Слишком низкое давление приведет к увеличению деформации резины, следовательно, к увеличению внутреннего трения и повышению температуры шины, что ускоряет износ. Слишком высокое – к истиранию средней части протектора, а также к повреждению корда.
- Пользоваться обычным воздухом для накачки шин. По сравнению с азотом, которым сейчас многие предпочитают пользоваться, воздух быстрее вызывает коррозию и старение покрышки.
Другие факторы могут не зависеть от водителя и касаются состояния автомобиля и его обслуживания.
- Неправильный шиномонтаж может сократить срок службы шин, поэтому пользуйтесь услугами квалифицированных специалистов, использующих современное оборудование;
- Дисбаланс колеса может быть вызван разными причинами, но даже совершенно незначительный на больших скоростях окажет негативное влияние на все детали подвески, а также ускорит износ шин. Поэтому не пренебрегайте балансировкой;
- Неисправности ходовой части и рулевого управления также значительно сократят срок эксплуатации.
Когда необходимо менять шины. Причины и последствия износа
Средний срок службы шины 5-7 лет. Большинство производителей определяют срок службы 10 лет, но на самом деле замена требуется примерно на 6 лет службы.
Конечно, колесо может прослужить 10 лет, если шина сделана из качественного материала, автомобиль используется аккуратно и на хорошей дороге, а владелец тщательно проверяет состояние колес и автомобиля в целом.
Но на самом деле поддерживать машину в идеальном состоянии довольно сложно, а времена, когда машину покупали «для хвастовства», а не для бизнеса, давно канули в Лету. Сегодня автовладелец максимально использует своего железного друга и не трепещет, как о величайшем сокровище. А шины в процессе работы получают в первую очередь нагрузку (и не маленькую.
Качество дорожного покрытия
Дорога оказывает наибольшее влияние на состояние шин. К сожалению, идеальный асфальт остается чем-то вроде фантазии, особенно в небольших городах. Неровности дороги, выбоины и выбоины не лучшим образом сказываются на состоянии протектора.
Интенсивность и особенности эксплуатации
Изношенная шина — показатель не только дорожных условий, но и способностей водителя. Шины азартного автомобилиста выходят из строя задолго до того, как у спокойного и опытного автовладельца.
Уход за колесами и машиной в целом
Регулярные проверки состояния автомобиля, внимание к потребностям «железного друга» и регулярная диагностика позволяют значительно продлить срок службы шин
Качество резины
Экономия на качестве может не только повлиять на безопасность, но и потребовать замены шин гораздо раньше, чем обычно требуется.
Разбалансировка колес и другие причины
Изношенный протектор может вызвать множество проблем и поставить под угрозу безопасность водителя и пассажиров транспортного средства, а также кошелек автовладельца.
Почему изношенные шины опасны:
- Снижается сцепление колес с дорожным покрытием. Это может привести к заносу на поворотах и торможении, особенно на мокрой / обледенелой поверхности.
- В условиях бездорожья проходимость автомобиля снижается.
- Увеличивается риск повреждения шин. Прокол протекающей шины — это только вопрос времени.
- Высокий риск аквапланирования.
Скорость износа шин определяется законом и указывается в правилах дорожного движения.
Максимально допустимый износ летней резины до 1,6 мм по всей поверхности протектора. На зиму — 4 мм. Для грузовиков — 1 мм.
Эти показатели являются предельными, установленными законом, но с точки зрения безопасности рекомендуется менять резину раньше, когда уровень истирания менее 1 — 3 мм.
Индекс износа шин
Каждый производитель обязан маркировать сторону пневматических изделий в соответствии с международными требованиями. Первоначально этот стандарт использовался только в США, но постепенно распространился по всему миру. Помимо страны-производителя, модели, назначения, направления вращения и других характеристик, на боковой стороне шин указывается уровень износостойкости.
Износ протектора — это определение, которое указывает коэффициент износостойкости. Протектор 100 (в среднем) предполагает пробег в 48 000 км на стандартном дорожном покрытии, типичном для испытательного полигона.
Конечно, в естественных условиях этот показатель не так точен — качество дороги, стиль вождения, погодные условия и другие факторы существенно влияют на износ и долговечность протектора
Но, обратив внимание на индекс, все же можно определить уровень износостойкости покрышек
Способы определения износа шин
Уровень износа следует регулярно проверять. Это не только позволит избежать штрафа ГИБДД, но и снизит риск возникновения проблем на дороге.
Определить степень износа протектора можно несколькими способами.
Способ 1. Проверить индикатор износа шин
Индикатор — это блок протектора, расположенный в канавках протектора. Его высота равна допустимой степени износа (1,6 / 4 мм). Если протектор изношен до уровня индикатора, шину необходимо срочно заменить.
Чтобы узнать, где находится индикатор, посмотрите на сторону шины. Перед блоком протектора обычно наносится небольшой штамп в форме треугольника, логотип производителя, снежинка или аббревиатура TWI.
В последнее время получили распространение цифровые индикаторы. На поверхности протектора есть цифры, обозначающие уровень канавки. По мере износа они стираются, начиная с самого большого значения и заканчивая самым маленьким и «самым глубоким». Например, если на летних шинах остаются видимыми только цифры 2 и 4, это сигнал о скорой замене шин. После исчезновения цифры 2 шина достигает максимально допустимого уровня износа и требует немедленной замены.
Способ 2. Использовать специальный измеритель
Датчик не всегда точен, поэтому рекомендуется, чтобы водитель приобрел датчик глубины протектора. С помощью этого небольшого и недорогого устройства автовладелец может самостоятельно проверить уровень истирания в нескольких местах.
Способ 3. Использовать монету
Если есть сомнения в трении и счетчика под рукой нет, можно прибегнуть к использованию монеты в 10 копеек. Позиционируется словом «копейки» в канавке протектора.
Слово «копейки» не должно быть видно. Если он хорошо читается, то шину следует заменить или провести более тщательную проверку.
Эти методы используются для определения допустимого износа шин, который происходит равномерно. Но часто под воздействием неисправности автомобиля или других факторов протектор неправильно изнашивается полностью. Чтобы узнать, нет ли неестественных повреждений, нужно внимательно осмотреть колеса.