Если в АКБ замкнула банка
Первым признаком выхода из строя банки станет падение напряжения до 10,5 В. Вторым – кипение аккумулятора и сульфатация пластин. Обнаружить неисправный элемент можно по плотности электролита.
Можно освободить банку от электролита, промыть и извлечь из нее пластины. После осмотра и устранения повреждений контур восстанавливается, запаивается. Иногда банка заменяется подобной, из нерабочего АКБ. Элемент ставится на место, проводится восстановление соединения с клеммой аккумулятора автомобиля.
Замкнутая банка аккумулятора – причина его утилизации. Иногда используется рискованный способ воздействия на проблемный участок импульсом с силой тока в 100 А в течение 1-2 секунд. Место соединения пластин должно расплавиться – точечный контакт и большое сопротивление. Однако рисковать стоит, если АКБ готовится на списание.
Можно ли доливать дистиллированную воду?
Дистиллят в АКБ заливать можно, и вот почему. В банках свинец реагирует с серной кислотой.
Однако последняя представлена не в чистом 100%-ом виде, а разбавлена до 35%. Такой раствор и называется электролитом.
Остальные 65% как раз и занимает вода. Причем, она там находится в достаточно чистом, то есть дистиллированном виде. Поэтому-то в АКБ и можно заливать ее только в такой модификации.
Если АКБ заправлять обычной H2O – из-под крана, ручья или минералкой, на пластинах будет образовываться солевой налет, так как не очищенная вода представляет собой раствор различных солей. В ходе электрохимических взаимодействий они осядут на поверхности пластинок и в скором времени приведут к порче устройства.
Причины отбраковки кислотных аккумуляторов
Кислотный аккумулятор представляет динамичную систему с непрерывно идущей внутри электрохимической реакцией. Именно она создает условия для приема энергии на хранение и передачи потребителю. Но в результате непрерывного процесса внутренние компоненты изнашиваются, преобразуются непрерывно. Параллельно полезным идут паразитные реакции, ускоряющие процесс деградации устройства.
Результатом нарушения инструкции по эксплуатации прибора и по объективным причинам функциональность АКБ нарушается, происходит:
- сульфатация – отложение на пластинах кристаллического налета сульфата свинца, препятствующего накоплению заряда;
- разрушение свинцовой пластины, угольной решетки и осыпание активной массы на дно;
- короткое замыкание внутри банки и между корпусом и пластинами, вызванное механическим повреждением или внутренним замыканием шламом;
- разрушение корпуса аккумулятора резким ударом, взрывом или замерзанием электролита.
Независимо от причины, вызвавшей признаки отбраковки, изделие теряет способность выдавать ток нужных параметров. Возможно восстановление кислотного АКБ десульфатацией – разрушением трудно растворимого осадка химическим, физическим способами. Рассмотрим несколько методов электрического воздействия разрушающих осадок и восстановливающих функции кислотного аккумулятора.
Ремонт необслуживаемого аккумулятора своими руками
Само слово необслуживаемый для аккумулятора означает невозможность замерить плотность электролита, долить воды в банки. Предлагаемые умельцами способы связаны с нарушением герметичности корпуса, нарушения вентиляционных ходов, расположенных под верхней крышкой. Восстановить батарею без разрушения можно, но отверстие нужно делать не в крышке, а сбоку. Добавлять дистиллированную воду нужно медицинским шприцом до нужного уровня, отверстия запаять.
Для восстановления емкости можно использовать цикличную зарядку. В необслуживаемом аккумуляторе Ca при глубокой разрядке частично образуется гипс, который не растворяется. Именно поэтому один глубокий разряд может вывести АКБ из строя.
Возможно, вам поможет опыт по ремонту необслуживаемого автомобильного аккумулятора своими руками. Посмотрите видео.
Неисправности АКБ
Внешние
Ниже перечислены внешние неисправности и способы их устранения:
- Повреждён пластиковый корпус аккумулятора. Такое повреждение (трещина, отверстие) может быть вызвано как внешним воздействием, так и в результате процессов в самой АКБ (вздутие, перегрев и т. п.). Здесь нужно понимать, что в случае больших пробоин, ремонтом заниматься не следует и лучше покупать новую АКБ. А если трещина небольшая, то можно заделать её с использованием пластика и паяльника. Перед проведением работ весь электролит сливается. Когда трещина будет заделана, нужно залить новый электролит и провести зарядку аккумулятора;
- Клеммы АКБ окислились. Здесь задача по восстановлению значительно проще. Нужно лишь очистить мелкой наждачной бумагой и тряпкой слой окислов. Ту же операцию неплохо провести и на клеммах подключаемых проводов. После этого можно смазать клеммы небольшим количеством машинного масла.
Внешние неисправности аккумулятора
Окисление аккумуляторных клемм
Внутренние
Теперь рассмотрим основные неисправности аккумулятора, вызванные внутренними причинами. Некоторые устранить довольно просто, другие сложнее, а часть неисправностей являются неисправимыми. Для начала перечислим их:
- Сульфатация пластин аккумулятора. Это наиболее распространённая внутренняя неисправность аккумулятора и ей мы посвятим большую часть рекомендаций по восстановлению. На ранних стадиях сульфатации её можно устранить без проблем, на поздней гораздо сложнее или невозможно. Как оживить аккумулятор автомобиля при сульфатации, будет рассказано ниже;
- Осыпание угольных пластин. Диагностировать данную неисправность можно по цвету электролита. В этом случае он потемнеет. Здесь восстановление крайне проблематично и нужно готовиться к приобретению новой АКБ;
- Замыкание пластин в одной из банок аккумулятора. Как понять, что у вас именно эта неисправность? Это можно определить по чрезмерному нагреву одной из банок и вскипанию в ней электролита. Неисправность можно устранить заменой свинцовых пластин, но целесообразность этого под вопросом. В этом случае разумным будет купить новую батарею, поскольку такой ремонт аккумулятора автомобиля крайне проблематичен. Хотя, ниже рассмотрим метод, как восстановить автомобильный аккумулятор при замыкании;
- Замерзание электролита и повреждение элементов АКБ. К такому результату может привести неправильная эксплуатация устройства (систематическая недозарядка, глубокий разряд). В результате нахождения разряженного аккумулятора на сильном морозе электролит может замёрзнуть и повредить пластины, корпус. В этом случае восстановление автомобильного аккумулятора нецелесообразно.
Дополнительно можете прочитать о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.
Как видите, среди внутренних неисправностей АКБ успешно устраняется только сульфатация. Причём, если она не находится в запущенной стадии. Поэтому мы рассмотрим несколько способов восстановления батареи в случае сульфатации свинцовых пластин. Но сначала перечислим, что нам может потребоваться для работы:
- Свежий электролит;
- Дистиллированная вода;
- Зарядное устройство для аккумулятора;
- Ареометр (измерение плотности электролита);
- Средства защиты (очки, перчатки);
- Десульфатирующая присадка и некоторые другие химикаты.
Из-за чего происходит сульфатация и как её избежать?
Для начала, давайте, перечислим причины сульфатации:
- Эксплуатация АКБ при температуре выше +40 градусов Цельсия;
- Постоянный кратковременный перезаряд или однократный длительный;
- Хранение батареи в разряженном состоянии;
- Подача серьёзной нагрузки, когда аккумулятор сильно разряжен;
- Нагрузка при низкой температуре.
Как понять, что произошла сульфатация пластин:
- Падение ёмкости АКБ;
- Сильное кипение, газообразование;
- Повышенный потенциал на электродах;
- Пластины покороблены, происходит их нагрев.
Предотвращение сульфатации пластин и других неисправностей аккумулятора:
- Раз в квартал следует проверять уровень электролита в банках и мерить плотность;
- При зарядке АКБ используйте ток не больше, чем 1/10 от номинальной ёмкости батареи;
- В холодное время года можно довести плотность электролита до 1,4 г/см. куб.;
- В сильные морозы не рекомендуется оставлять авто на открытом воздухе. Это может привести к замерзанию электролита и повреждению пластин.
Восстановление автомобильного аккумулятора
Убедившись, что плотность аккумулятора в порядке, подготовьте пластиковый таз, в который будете сливать электролит. Эту операцию выполняйте в резиновых перчатках, защитных очках и респираторе, потому что серная кислота не только оставляет химические ожоги, но и выделяет ядовитые вещества. Существуют два способа слива электролита – наклоном (а затем переворачиванием) аккумулятора и с использованием резиновой груши, которую можно купить в некоторых магазинах, торгующих автозапчастями или медицинскими принадлежностями. Первый способ быстрей, второй безопасней.
Отлейте или удалите с помощью груши 2/3 электролита. Протрите аккумулятор чистой тряпкой, чтобы удалить остатки кислоты, затем закрутите заглушки. После этого поднимите аккумулятор над столом и сильно качайте влево – вправо. Это необходимо, чтобы поднять со дна осадок, ведь именно по нему вы сможете определить состояние пластин
Сразу же после этого осторожно вылейте остатки электролита в таз. Если электролит чистый и не содержит никаких твердых фрагментов, то с пластинами все в порядке
Восстановление методом переполюсовки
Немного из курса химии и о качестве аккумуляторных пластин
Прежде чем проводить восстановление свинцовых аккумуляторов с помощью переполюсовки, необходимо еще раз напомнить себе о том, что две свинцовые пластины внутри него содержат разные заряды: одна, состоящая непосредственно из свинца, «минусовая», а другая, из диоксида свинца — «плюсовая». Обычно наиболее жесткому процессу десульфатации подвержена именно диоксидовая пластина
Это хорошо видно на примерах некоторых аккумуляторов китайского производства, которые могут быть неважного качества
Если речь заходит о таком методе восстановления, как переполюсовка аккумулятора, опытные автомобилисты в один голос утверждают, что качество любого старого аккумулятора советского производства отличается завидной прочностью свинцовых пластин, и поэтому даже самый «махровый» экземпляр теоретически подлежит восстановлению таким способом. В практике встречались случаи, когда батарея, простоявшая где-нибудь в гараже 20 лет и более, неплохо поддавалась процессу восстановления. Рассказывают, что емкость в подобных случаях удавалось возвращать на 70%.
Процесс переполюсовки: меняем полярность
Аккумулятор разряжается до нулевых показателей напряжения, что контролируется замерами вольтметром на его полюсах. Чтобы разрядка осуществилась быстрее, к батарее подключается нагрузка в виде небольшой лампочки. Обычно, если емкость батареи низкая, то она разряжается быстро, и лампочка перестает гореть. Затем меняется полярность АКБ: плюсовые пластины становятся минусовыми, а минусовые — плюсовыми. Зарядку аккумулятора проводить уже с этой переполюсовкой.
Переполюсованный аккумулятор: заряжаем правильно
Очень важно помнить о том, что показатель тока при зарядке переполюсованной АКБ не должен превышать 2 А. Если ток будет больше, и без того ослабленные пластины, особенно плюсовые из диоксида свинца, могут совсем разрушиться
Переполюсованный аккумулятор начнет очень сильно и быстро нагреваться. Максимальная температура его нагрева — 50°С , при этом, 60°С — это уже верхняя, критическая отметка. Напряжение — 14,2-14,4 В.
Если температура нагрева становится выше 60°С, следует сразу уменьшить ток до 1,5А следующим образом: снизить напряжение до 14,2 или даже 14 В, но не ниже 13,8 В. Далее заряжать аккумулятор при таких показателях. Зарядиться он должен, как обычно, до 12,7 В. Если переполюсовывается батарея неизвестного, сомнительно производства, лучше сразу снизить показатель тока до 1,5 А, потому что 2 А — это довольно большое напряжение.
Конечно, во время процесса зарядки после переполюсовки напряжение будет расти, а банки аккумулятора нагреваться. Когда банки начнут «кипеть», а напряжение достигнет 14 В и выше, аккумулятор нужно снять с зарядки и проверить нагрузочной вилкой. Как правило, все сульфаты при таких интенсивных процессах кипения растворяются, и переполюсованный аккумулятор восстанавливает свою емкость примерно до 80 %.
Метод двойной переполюсовки: батарею следует вновь разрядить лампочкой и перенести клеммы на прежние места. Затем опять разрядить аккумулятор «в ноль» и зарядить снова. После такой переполюсовки аккумулятора может полноценно работать 2-3 года.
Из-за чего происходит сульфатация и как её избежать?
Для начала, давайте, перечислим причины сульфатации:
- Эксплуатация АКБ при температуре выше +40 градусов Цельсия;
- Постоянный кратковременный перезаряд или однократный длительный;
- Хранение батареи в разряженном состоянии;
- Подача серьёзной нагрузки, когда аккумулятор сильно разряжен;
- Нагрузка при низкой температуре.
Как понять, что произошла сульфатация пластин:
- Падение ёмкости АКБ;
- Сильное кипение, газообразование;
- Повышенный потенциал на электродах;
- Пластины покороблены, происходит их нагрев.
Предотвращение сульфатации пластин и других неисправностей аккумулятора:
- Раз в квартал следует проверять уровень электролита в банках и мерить плотность;
- При зарядке АКБ используйте ток не больше, чем 1/10 от номинальной ёмкости батареи;
- В холодное время года можно довести плотность электролита до 1,4 г/см. куб.;
- В сильные морозы не рекомендуется оставлять авто на открытом воздухе. Это может привести к замерзанию электролита и повреждению пластин.
нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки
Ремонт клеммы аккумулятора автомобиля своими руками
Знаете ли вы, что клеммы аккумулятора всегда выполнены из свинца в целях безопасности? Свинец плавится при коротком замыкании внутри корпуса, контакты разрываются. Но мягкий металл окисляется, деформируется и зачастую требуется восстановление контакта.
Если клемма растянулась болтается или треснула, ее нужно поменять на новую, операция предельно простая. Сложности могут сопровождать выкручивание старого компонента.
Ремонт с восстановлением старых клемм, работа трудоемкая. Здесь потребуется наплавление разрушенной части. Необходимо подготовить:
- свинец;
- стержень из графита;
- толстый медный провод сечением 2 мм2 или толще.
Чтобы выполнить наплавку клеммы нужно по месту выполнить форму из тонкого металла. Наполнить ее мелкими кусочками свинца, внутри армировать небольшим шурупом. Создать пару графитовый стержень – свинец, добавляя в расплав новые кусочки графита. Отливку охладить, зачистить и поставить АКБ на зарядку. Работу по восстановлению клеммы вести в защитной одежде и в хорошо проветриваемом помещении.
Восстановление малым током
Как вернуть к жизни и оживить свой автоаккумулятор? Этот прибор обеспечивает беспрерывную передачу тока для питания электрооборудования транспортного средства. Соответственно, без этого устройства нормальная работа приборов будет невозможной, тем более, что со временем батарея уже не может держать номинальный заряд, необходимый для питания. Не все АКБ, которые плохо работают, нужно выбрасывать — старый аккумулятор можно попробовать реанимировать. Это позволит избежать непредвиденных финансовых затрат.
Устройство и обозначение составляющих конструкции АКБ
Если говорить о кислотно-щелочных батареях, то структура представляет собой несколько положительных и отрицательных свинцовых пластин в серной кислоте. На сегодня приборы такого типа являются самыми распространенными среди автомобилей, использующихся в странах бывшего СССР. Несмотря на свою распространенность, ресурс эксплуатации батарей более низкий.
Восстановление автомобильного аккумулятора своими руками может быть проведено с применением технологии неоднократной подзарядки. При этом должен использоваться ток небольшой силы. Процедура заряда с помощью зарядно восстановительного устройства должна осуществляться с перерывами. Начиная от первой зарядки прибора и до последней уровень напряжения, который присутствует в АКБ, будет постепенно увеличиваться. В итоге устройство должно прекратить разряжаться.
Зарядно восстановительное устройство должно работать с паузами, это позволит потенциалам электродов, которые находятся в пластинах, выровняться. Сама процедура восстановления для электродов безопасна. Использование зарядно восстановительного девайса с паузами обеспечит переход наиболее плотного электролита от пластин в пространство, между электродами.
Откручивание пробок банок батареи
В результате использования техники частичного разряда способствует повышению плотности электролита. От владельца авто требуется дождаться того момента, в который напряжение будет соответствовать 2.5 вольтам, а параметр плотности будет соответствовать номинальному. И в этом случае нельзя забывать, что аккумулятору автомобиля нужен перерыв, поэтому зарядно восстановительное устройство нужно периодически отключать. Для полной реанимации циклическая процедура восстановления должна быть повторена 8 раз. Нужно учитывать, что показатель используемого тока должен быть меньшим в 10 раз по сравнению с емкостью заряженного АКБ.
Основная задача АКБ
В основную задачу АКБ входит кратковременная отдача электроэнергии значительной мощности на стартер, чтобы обеспечить запуск силовой установки.
Помимо этого, аккумулятор обеспечивает энергией все электрические приборы авто, до того момента, пока не запустится мотор, после чего запитка бортовой сети производится от генератора.
Сейчас производятся аккумуляторы, которые используются на авто, нескольких типов: кислотные, щелочные, недавно появились еще и гелевые.
Наибольшее распространение на автомобилях имеют кислотные батареи, поэтому их мы и будем рассматривать.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Маркировка АКБ.
Устройство и принцип работы
Содержимое автомобильных аккумуляторов помещено в прочный пластиковый корпус. Внутри него есть две свинцовые пластины, имеющие заряды со знаками «плюс» и «минус», а также жидкий электролит в виде серной кислоты. Материалом для изготовления пластин может служить не только свинец. Например, во многих современных батареях они изготовлены из сплавов никеля или кадмия. Подробнее об устройстве аккумуляторов →
Когда к батарее подается ток определенной величины, она начинает накапливать энергию и преобразовывать ее в электрическую. При достижении предела емкости аккумулятор становится накопителем энергии с напряжением на выходе 12 В.
Можно ли разобрать и восстановить необслуживаемый аккумулятор
«Aliena nobis, nostra aliis» — Ежели один человек построил,
другой завсегда разобрать сможет.
(С)Кинофильм «Формула любви».
Некоторые изготовителя делают свои батареи необслуживаемыми – электролит заливается на заводе и банки герметично закрываются. Но если такой АКБ вышел из строя (или надо извлечь свинец для бытовых нужд), его корпус придется вскрыть. Это несложно – батареи делают из пластика
Но надо соблюдать меры предосторожности – возможно вытекание или разбрызгивание электролита. Как минимум должны применяться защитные очки для глаз и перчатки для кожи рук
Необслуживаемая батарея Varta.
Действия пользователя зависят от цели. Если надо провести замеры электролита, можно просто просверлить отверстия в крышке для каждой банки. Надо найти места запрессовки пробок – как правило, их видно. Сверлить можно прямо по ним.
Снятие лабиринтных крышек.
Если надо получить доступ к пластинам, придется снять лабиринтные уплотнения, которые улавливают испарения электролита. Крышку придется срезать – ножом или ножовкой по металлу. После этого батарея бесповоротно превращается в обслуживаемую и начинает требовать к себе повышенного внимания во время эксплуатации.
Если же просто нужен свинец, надо сделать отверстия для слива электролита, удалить его и разрезать корпус в любом удобном месте.
Почему аккумулятор перестает работать
При каждом цикле «заряд-разряд» пластины АКБ постепенно повреждаются вследствие интенсивных электрохимических процессов внутри автомобильных аккумуляторов. Кроме того, автоаккумулятор не любит глубокого разряда и постоянного использования при высоком напряжении. И в том, и в другом случае происходит процесс, который называется сульфатация. Иными словами, на пластинах (если они свинцовые) образуется труднорастворимый сульфат свинца, который, в конечном итоге, и становится главной причиной выхода батареи из строя. Если пластины батареи целые, на них можно увидеть белый налет. В таком случае показана десульфатация аккумулятора.
Замена электролита
Восстанавливать АКБ можно путем замены электролита, такой метод доказал свою эффективность на практике. Чтобы произвести замену электролита, жидкость из конструкции необходимо полностью слить, после чего система должна промыться теплой или горячей водой. После промывки потребуется несколько ложек обычной пищевой соды — 3 ложки разбавляются на 100 мл воды, при этом желательно использовать дистиллят.
Залив раствора соды в батарею
Смешанный раствор нужно прокипятить и залить в конструкцию вместо слитого электролита, после чего оставить батарею на 20-30 минут. Затем жидкость слить из прибора, а процедуру повторить еще три раза. После последнего цикла конструкцию опять промыть горячей водой, желательно несколько раз.
Метод актуален для многих типов аккумуляторов. После того, как конструкция промыта, в нее нужно налить новый электролит и поставить АКБ на зарядку. Зарядно-восстановительное устройство нужно включить на 24 часа.
Затем производится циклическая зарядка прибора — по 6 часов ежедневно на протяжении 10 дней. При этом отметим, что само ЗУ должно обладать такими свойствами — параметр напряжения должен составлять не более 16 вольт и не менее 14. Что касается силы тока, то показатель должен быть не более 10 ампер.
Особенности обслуживания приборов Мутлу, Медведь, Зверь 60 Ач и Varta
Аккумуляторные батареи марки Mutlu для удобства обслуживания оснащены индикатором заправки, а также зарядки.
Характерному состоянию прибора соответствует свой цвет:
- Зеленый – заряжен.
- Черный – требуется зарядка.
- Желтый или белый – необходимо дозаправить.
Если цвет желтый или белый, требуется заправка дистиллятом. Она полностью осуществляется по рассмотренному выше механизму.
АКБ Зверь емкостью 60 Ач также имеет индикатор зарядки-уровня электролита со следующими характеристиками:
- Зеленый – заряжена.
- Белый – низкая плотность, требуется зарядка.
- Красный – требуется дозаправка электролита.
Когда индикаторный цвет красный, необходимо дозаправить АКБ дистиллированной водой по выше рассмотренной схеме.
Аккумуляторы Медведь и Варта заливаются стандартно. Кроме того, производитель Varta выпустил специальную емкость для дозалива, которая вставляется сразу в шесть банок.
Какие аккумуляторы можно восстановить
Вернуть к работоспособному состоянию можно не все батареи. Поэтому необходимо определить, целесообразно ли восстановление данного аккумулятора для автомобиля. Вряд ли стоит заниматься батареей, которая получила серьёзные механические повреждения или попала под воздействие негативного электросилового действия.
Работать с источниками питания, у которых произошло осыпание пластин, не получится, так как внутри банок образуется короткое замыкание. Специалисты рекомендуют сразу отправлять в утиль блоки, корпус которых вздулся или на нём видны явные механические повреждения в виде сколов, трещин, щелей.
Восстановление аккумулятора автомобиля импульсным током
Как говорилось выше, существует такая внутренняя неисправность аккумуляторов, как замыкание в банке АКБ. На форумах в Сети для устранения этой проблемы приводится метод выжигания проблемного участка большим импульсным током. В этом случае аккумулятор подключается к источнику тока большой величины. Сила тока должна быть не менее 100 ампер. В качестве примера, как правило, приводится использование сварочного аппарата.
В результате кратковременного (1–2 секунды) прохождения такого тока замыкание выжигается. Сам я такую операцию не проделывал, но есть реальные примеры успешного восстановления аккумулятора автомобиля таким способом. В любом случае советуем использовать этот метод, когда аккумулятор уже безнадёжен. В случае замкнутой банки – это действительно уместно.
Контрольно-тренировочный цикл
Любой авто электрик вам скажет что если применять к своему аккумулятору контрольно-тренировочный цикл или КТЦ, то устройство способно будет прослужить почти в 2 раза дольше того срока что отмерил ему сам производитель.
Как уже сообщалось, КТЦ способен очищать пластины от старых кристаллов соли, в которую превратилась серная кислота и возвращать тем самым номинальную плотность электролиту, и восстановить площадь рабочих пластин до исходного состояния.
Если этого не делать, то соль постепенно покрывает свинцовую пластину, лишая её способности вырабатывать ток и повреждённая банка постепенно «умирает». Долго держать заряд АКБ с повреждённой банкой не будет. И например, первые же заморозки полностью выведут АКБ из строя.
Почему происходит сульфатация и как её избежать
Причин сульфатации несколько, и все они связаны с небрежным обращением с батареями.
Основным предшественником становится глубокий разряд. Свинцово-кислотные стартёрные батареи очень этого не любят, при каждом таком явлении они теряют часть ёмкости именно по причине сульфатации.
Из-за низкой плотности электролита в конце разряда и некоторых других химических эффектов появившиеся соли уже не получится растворить в штатном режиме, и часть площади электродов выходит из игры.
Те же последствия получаются при снижении уровня электролита из-за выкипания, разбрызгивания через вентиляцию или просто расплёскивания при переворачивании негерметичной батареи. Особенно если терялась кислота, а добавлялась вода, или вообще ничего.
Косвенно, через разряд, влияют также низкие и высокие температуры, неправильное хранение и «докторский» режим эксплуатации, когда батарея постоянно полуразряжена. Все необходимые требования по эксплуатации изложены в соответствующем документе, регламентирующем порядок пользования батареями.
Эти «правила» обеспечивают бесперебойную работу АКБ на протяжении всего срока службы, который у современных батарей невелик, что компенсируется их полной необслуживаемостью. Таков выбор производителей, от долговечных, но капризных приборов к таким, о которых вспоминают только когда их уже остаётся только заменить на новые.
Конструкция и принцип работы АКБ
Конструкция АКБ довольно надежная, и тем не менее бывают случаи повреждения аккумуляторов либо из-за неаккуратного пользования, либо при неправильном обслуживании.
Дальнейшее использование батареи на авто при его повреждении невозможно. Но если был поврежден сравнительно новый аккумулятор, не стоит его сразу менять, можно попытаться его восстановить.
Для начала разберемся, какова конструкция кислотного АКБ.
Если внешне посмотреть на него, то он состоит из закрытого пластикового корпуса с двумя выведенными клеммами.
Конструктивно аккумуляторы являются обслуживаемыми и необслуживаемыми.
У обслуживаемых АКБ имеются закрытые пробками отверстия в верхней части корпуса батареи.
Необслуживаемые аккумуляторы такими отверстиями не оснащаются, есть только небольшое отверстие для отвода газов.
Внутри же корпус разделен на 6 секций, именуемых банками. В этих банках размещаются рабочие элементы батареи – комплект положительных и отрицательных свинцовых пластин с нанесенными на них активной массой.
Расположены они переменно, то есть — положительная пластина, рядом с ней расположена отрицательная, затем опять идет положительная.
Дополнительно, чтобы исключить возможное соприкосновение этих пластин между ними располагается сепаратор.
Пластины объединены в блоки, каждый блок имеет выводную перемычку – баретку, которая подсоединена к мосту. При помощи баретки блоки каждой банки соединены между собой в общий мост с выводом на клемму.
Отдача электроэнергии у батареи производится за счет химических реакций, поэтому банки заполнены электролитом – строго дозированного раствора кислоты с дистиллированной водой.
Сам по себе аккумулятор электроэнергию не вырабатывает, он, по сути, является просто хранилищем электроэнергии.
При зарядке батареи поступающая на клеммы электрическая энергия от зарядного устройства или генератора преобразуется в химическую. А при разряде производится обратный эффект.
Действует все это так: при подключении к аккумулятору потребителя энергии, между собой в реакцию вступают губчатый свинец отрицательных пластин с двуокисью свинца положительной пластины и электролит.
Между ними происходит хим. реакция, в результате чего высвобождается электроэнергия, которая и расходуется потребителем. При этом на отрицательных пластинах появляется слой сульфата свинца.
При зарядке аккумуляторной батареи происходит обратный процесс, в результате которого слой появившегося сульфата растворяется в электролите, а на положительных пластинах образуется слой диоксида свинца.
Если по-простому, то при разрядке АКБ с положительных пластин частицы свинца из-за хим. реакции переносятся на отрицательные. А при заряде аккумулятора эти частицы возвращаются обратно на положительные пластины.
Все это сопровождается высвобождением или потреблением электрической энергии.
Восстановление заряда в дистиллированной воде
При помощи последнего, четвертого способа аккумулятор реально восстановить меньше чем через один час. Если он полностью разряженный, то его следует предварительно зарядить. После этого также полностью сливают электролит и промывают несколько раз водой. Дальше необходимо влить в промытую емкость аккумулятора раствор трилона Б аммиачного типа, который включает в своем составе два процента этого же трилона и пять процентов самого аммиака. При его помощи проводится процесс так называемой десульфатации, который длится до одного часа. Во время данного процесса происходит характерное выделения газа и возникновение небольших брызг на поверхности влитого раствора.
После всего вышеописанного необходимо промыть аккумулятор несколько раз простой дистиллированной водой с последующим влитием электролита приемлемой плотности. Потом проводится зарядка батареи и ее можно считать полностью отремонтированной. Подведя итоги можно сказать, что, в целом, восстановление автомобильного аккумулятора можно считать не очень сложным делом.
Восстановление гелиевого источника питания
Некоторые автовладельцы питают батарею от бесперебойника. В результате она теряет емкость и требует восстановления. Только специальные разновидности, например, гелевого типа, применяются в комплексе с ИБП.
1.5-2 мл дистиллированной воды достаточно для ёмкости гелиевого аккумулятора.
Процесс восстановления таких АКБ прост:
- Верхняя крышка демонтируется.
- Резиновые колпачки под крышкой снимаются.
- Просвечиваются банки. Если наблюдаются следы их повреждений, восстановить батарею не получится. При наличии внутри загрязнений следует купить новый аккумулятор.
- В банки наливают дистиллят шприцем не больше 2 мл.
- АКБ герметично запечатывается.
Нельзя восстановить гелевую батарею, если ее пластины разрушены или она вздулась.
Восстановление емкости автомобильного аккумулятора
Даже если не было глубокого разряда, но АКБ работает в полуразряженном состоянии, сульфатация пластин произойдет неизбежно. Чем толще осадок, тем ниже концентрация электролита, емкость аккумулятора.
Схемы возвращения емкости АКБ заключаются в восстановлении плотности электролита и способности аккумулятора принимать заряд.
- Демонтаж пластин и их механическая очистка используется, если другой способ – только утилизация. В крышке корпуса вырезают отверстия, извлекают пластины. Дистиллированной водой промывают полости и пластины. Герметичность Конструкции восстанавливается, заливается электролит, производится зарядка. Но так как пластины хрупкие, восстановление АКБ таким способом – работа ювелирная.
- Химическое растворение кристаллов может спасти полностью севший АКБ. Активным веществом является раствор Трилона Б. Следует разрядить батарею, слить электролит, промыть внутренности дистиллированной водой. В чистые банки залить 2% раствора трилона Б и 5% аммиака в рассчете на весь объем. В течение часа будет наблюдаться кипение и газообразование. Возможно, раствор придется залить неоднократно, если реакция растворения осадка продолжается. После слить раствор, промыть дистиллированной водой и залить свежий электролит. Произвести зарядку.
Когда может потребоваться ремонт автомобильных аккумуляторов?
Мы перечислим основные виды неисправностей, при которых выполняется реанимация аккумулятора автомобиля:
- разрыв (внутренний) сети в батарее — происходит когда механическое воздействие нарушает целостность выводящих клемм и пластин;
- деформация в результате разбухания блоков пластин;
- замыкание пластин, приводящее с течением времени к осыпанию в АКБ активных элементов;
- сульфатация пластин, которая обычно обусловлена чрезмерным разрядом автомобильного аккумулятора;
- повреждение корпуса или банок (а иногда и обоих из указанных элементов) АКБ.
Намного дешевле и проще будет приобрести новую батарею (в подобном случае не выполняется ни реанимация аккумулятора ноутбука, ни восстановление батареи мобильного телефона, ни какого-либо иного устройства).
Аналогичная ситуация наблюдается и при повреждении банок либо корпуса. Теоретически ремонт выполнить можно, но его стоимость будет примерно идентична цене новой батареи.
При замыкании пластин ремонтные работы потребуют меньших финансовых затрат. Но здесь стоит заметить, что восстановление емкости автомобильного аккумулятора при замыкании можно доверять только профи, которые работают в условиях хорошо оснащенных автосервисов. Специалистам желательно поручать и восстановление клеммы аккумулятора.