Круизы на паузе
Весной 2020 года для пассажиров десятков круизных лайнеров по всему миру их долгожданный отпуск превратился в настоящий кошмар. Ограниченное пространство круизных лайнеров, на котором на продолжительный период компактно расположились сотни или даже тысячи людей, оказалось идеальной средой для распространения вируса. На некоторых из них вспышка была настолько сильной, что они даже получили собственную строчку на мировых сайтах, публикующих статистику по COVID-19. В феврале-апреле у всех на слуху был Diamond Princess — британский лайнер, застрявший у берегов Японии. На его борту было зарегистрировано 712 случаев заражения и более десятка смертей. Ситуация на Diamond Princess вызвала серьезные опасения в круизной отрасли, в связи с чем операторы судов и государственные власти начали массово отменять рейсы и вводить карантинные меры.
Впоследствии на долгие недели (а в некоторых случаях и месяцы) застряли на круизных судах тысячи пассажиров и членов экипажа по всему миру. Морские порты отказывались принимать на суше потенциально инфицированных людей. А те, кто все же сошли на берег, долгое время не могли добраться домой, ведь международное авиасообщение было в основном закрыто.
Дальнейшее развитие пандемии показало, что проблемы, настигшие круизную отрасль весной, — это надолго. На Ла-Манше этим летом туристы, отдыхающие на море с британской и французской сторон, даже получили новый вид развлечений — «экскурсию» между сотнями круизных лайнеров-призраков, застрявших в проливе.
Грузовая авиация в тренде
Весной 2020 года мир узнал такое знакомое многим нашим согражданам слово «дефицит». Внезапный спрос на медицинские средства защиты, тест-системы, аппараты ИВЛ резко усилил потребность в экспресс-доставке. В апреле-июне за этими товарами в Китай полетели не только все доступные летающие «грузовики», включая украинских гигантов «Мрию» и «Русланов», но и пассажирские самолеты, которыми грузы массово перевозились (а кое-где перевозятся и по сей день) прямо в салонах, на пассажирских сиденьях. Следующим шагом стала конвертация в грузовую версию пассажирских самолетов. Первыми на него пошли американская Delta, Korean Air, British Airways и Cathay Pacific, затем это явление стало массовым. В Украине грузоперевозками в пассажирских самолетах занимались SkyUp и МАУ.
Лхаса-Гуанчжоу (4 980 км)
Железнодорожный путь Лхаса-Гуанчжоу является самым прямым и протяженным в Китае. Транспортное средство передвигается по этому маршруту в течение почти 55 часов и останавливается в нескольких крупных населенных пунктах. Это, например, Учан, Чэньчжоу, Сиань, Ланьчжоу. Впрочем, большая часть маршрута пролегает через горы и сельские населенные пункты.
По железнодорожному пути Лхаса-Гуанчжоу передвигается поезд с рестораном, который работает круглые сутки. Там пассажирам доступно большое количество блюд кухонь Китая и Тибета.
Во время движения транспортного средства стюарды рассказывают людям о достопримечательностях, которые можно увидеть снаружи. Они информируют пассажиров на нескольких языках.
Пассажирская авиация в зоне турбулентности
Трудно найти более зависимый от человеческого фактора и одновременно — от открытости границ вид транспорта, чем авиация. Когда в марте события в Италии и Испании показали, что малоизвестный китайский вирус действительно очень опасен и страны мира одна за другой начали закрывать границы, на авиакомпании посыпались массовые отмены рейсов и необходимость компенсаций.
Первое время трафик в небе обеспечивали эвакуационные рейсы: перевозчикам надо было срочно возвращать в свои страны разбросанных по миру путешественников и туристов. Параллельно пассажирские авиакомпании начали массово приземлять флот. Перевозчики со слабым запасом прочности, начали «сыпаться» еще в марте (банкротство Flybe, ренационализация Alitalia). Все без исключения европейские авиакомпании радикально сократили мощности, некоторые — на 90%.
С наступлением летнего сезона ситуация несколько стабилизировалась, но осенью Европу и США накрыла вторая волна пандемии. В ноябре о банкротстве ключевых подразделений заявила Norwegian Air Shuttle, которая является в данный момент крупнейшей жертвой коронакризиса в Европе. Другие европейские гранды пока держатся, но многие — не без поддержки государства. Размеры инвестиций правительств в ключевых перевозчиков Европы следующие: Lufthansa — 9 млрд евро; Air France — 7 млрд евро; KLM — 3,4 млрд евро, TAP Portugal — 1,2 млрд евро; SAS — 1,07 млрд евро; LOT — 650 млн евро. Несмотря на поддержку, даже в этих авиакомпаниях продолжаются массовые увольнения сотрудников.
Такие протекционистские меры на протяжении всего карантина рьяно критикуют лоукостеры Ryanair и Wizz Air, которые не прочь передела авиационного рынка. Весной СЕО венгерской авиакомпании Джозеф Варади заявлял, что его компания имеет настолько прочный финансовый запас, что может остановить полеты на три года и не обанкротиться. Однако, видимо, не так уж хороши дела у лоукостера, потому что недавно компания вышла на рынок с предложением чартерных рейсов.
Как бы там ни было, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) по состоянию на начало декабря оценила убытки отрасли из-за карантина в 85 млрд долл., а по итогам года они могут достигнуть 100-110 млрд долл.
Водородные поезда
Перевозки пассажиров первым в мире водородным поездом компании Alstom Coradia iLint начались в тестовом режиме в Германии еще в 2018 году. К 2020 году этот тренд подхватили другие производители подвижного состава, а география использования инновационных поездов имеет явную тенденцию к расширению. В сентябре этого года Coradia iLint начал возить пассажиров уже в Австрии, где к началу зимы получил разрешение на эксплуатацию. В октябре о планах ввести в регулярную эксплуатацию пассажирские водородные поезда Alstom заявило транспортное управление нидерландской провинции Гронинген. Еще одну модель поезда на водородном топливе — Coradia Stream — Alstom намерен поставлять в Италию.
Конкуренцию французскому производителю в этой нише пытаются составить несколько компаний. Например, проект HydroFLEX, который 30 сентября запустил первый водородный поезд в Великобритании. Данный поезд создан на базе обычного электропоезда класса 319. Или испанская Talgo, планирующая начать испытания силовой установки с водородным двигателем уже в начале 2021 года. Ее первый поезд Talgo Vittal-One должен быть введен в эксплуатацию в 2023 году. Свой проект электропоезда на водородных топливных элементах реализуют и в Шотландии. Zero Emission Train создают на основе выведенного из эксплуатации электропоезда серии 314 оператора ScotRail. Продемонстрировать его в действии планируют в ноябре 2021 года. Siemens и Deutsche Bahn также намерены разработать работающий на водороде региональный поезд, испытать его намерены в 2024 году.
Возвращение 737 MAX
На фоне общих событий долгожданное для Boeing возвращение в небо его некогда самого продаваемого и перспективного самолета прошло немного скомканно. Демонстрационный полет с пассажирами на борту ВС совершило в США в начале декабря. Как писали находившиеся на борту судна авиакомпании American Airlines журналисты, «настроение было подавленное», но после приземления сомнения в безопасности полетов, похоже, развеялись.
9 декабря бразильская авиакомпания Gol Linhas Aereas первой в мире возобновила выполнение коммерческих рейсов на Boeing 737 MAX. Чуть раньше, 3 декабря, авиастроительная корпорация получила дополнительный заказ на эти самолеты от Ryanair, который таким образом увеличил общий твердый заказ на него до 210 единиц. 29 декабря American Airlines вернула самолеты этой модели к выполнению коммерческих пассажирских рейсов.
2 CR400AF/BF
На втором месте разместился электропоезд CR400 (Китай), он вмещает более 550 пассажиров и соединяет два крупных города: Пекин и Шанхай. Состав способен развивать скорость в 350 км/ч, преодолевая расстояние между городами всего за пять часов.
Существует две серии поездов: AF (известен как “Голубой Дельфин”) и BF (“Золотой Феникс”), которые отличаются между собой. Составы эксплуатируются с 2016 года и являются самыми быстрыми в мире, не относящимися к maglev. Согласно данным, во время испытаний BF развил скорость в 402 км/ч.
Вагоны в CR400 шире и выше, чем в подобных составах. Поезда имеют особую конструкцию: 4 вагона моторных и 4 буксируемых. Они могут быть сгруппированы в составы 8, 12 или 16 вагонов. Один поезд вмещает в себя 556 пассажиров: 10 мест бизнес-класса, 28 — первого класса и 518 — второго класса. Особая конфигурация состава позволяет снизить потребление электроэнергии и уменьшить аэродинамическое сопротивление.
В поездах CR400 хорошо продумана система безопасности. По сравнению с предыдущими модификациями, модели AF и BF оснащены большим количество различных датчиков, отображающих информацию о состоянии состава и окружающего его пространства.
Урумчи-Гуанчжоу (4 684 км)
Этот железнодорожный путь соединяет по диагонали юго-восточную часть КНР с северо-западной. По данному маршруту ходят три поезда. Путь первого занимает 65 часов, второго – 55 часов, третьего – около 50 часов. За все время поездки транспортные средства останавливаются 31 раз.
Гуанчжоу – научный, экономический, культурный, политический центр южной части Китая. По этой причине данный железнодорожный путь нередко используют приезжие деловые люди, отдыхающие и политики, желающие сохранить свои финансовые средства. Поездка по маршруту Урумучи – Гуанчжоу обходится дешевле, чем авиаперелет.
1 Maglev
Лидером нашего рейтинга становится сверхскоростной поезд — Шанхайский маглев, он способен разгонятся до 430 км/ч. Термин маглев (магнитной левитации) известен уже давно, но мало кто смог создать железнодорожные составы на основе этой технологии. Шанхайский маглев является самым быстрым в мире поездом, эксплуатируемым в коммерческих целях. Вместе с тем, он является первым в мире и самым старым поездом на магнитной подушке, который функционирует на данный момент.
Самые протяженные пути, на которых курсирует маглев, находятся также в Шанхае, они соединяют аэропорт Пудун и станцию Лунъян. Их протяженность составляет 30 км (также имеется отдельная полоса для технического обслуживания), это расстояние состав преодолевает всего за 8 минут. При этом, поезда по данному маршруту курсируют с интервалом в 15 минут.
Уникальность маглева состоит в том, что поезд не имеет колес, он словно парит над рельсами с помощью магнитного отталкивания. По этой причине поезда такого рода не могут применяться на больших расстояниях, ведь маглев может перемещаться только по абсолютно прямым рельсам. К сожалению, такой масштабный проект не приносит прибыли. Все дело в дорогостоящей эксплуатации и малой пассажирской востребованности маглева.
===
Еще 70 лет назад понятие “поезд” у всех ассоциировалось с неуклюжим составом с большими колесами и дымом из трубы. Ситуация изменилась коренным образом в 1964 году, когда по рельсам был запущен первый сверхскоростной состав. С того времени мир на железные дороги смотрит под другим углом.
Гонка за временем не прошла мимо железнодорожного сообщения. Теперь поезда обязаны увеличивать свою скорость. Ведь им приходилось конкурировать с самолетами, которые в то время набирали популярность. Вполне понятно, что на огромных расстояниях у самолетов нет конкурентов, но на небольших маршрутах в пределах одной страны или между соседними странами, у поездов есть все шансы обойти “крылатые машины”.
У высокоскоростных поездом есть масса преимуществ по сравению с авиасообщением. Например, железнодорожные вокзалы располагаются в центре городов, до них легко добираться. Нет никаких предполетных формальностей, поезда отправляются в рейсы без задержек. На сравнительно небольшом расстоянии, время в пути на поезде бывает аналогичным или даже меньше, чем на самолете. Именно поэтому многие выбирают такой вид транспорта.
Надеемся, наша статья о самых быстрых поездах была интересной. Удачи!
«Новый шёлковый путь», или Мадрид-Иу (13 052 км)
Иу – довольно маленький город, который находится в восточной части Китая. Он является одним из самых больших центров мировой оптовой торговли. Для развития экономики в Китае этот город был соединен с западноевропейскими странами с помощью железнодорожного маршрута Мадрид-Иу, или «Нового шелкового пути». Он позволил очень сильно уменьшить расходы на доставку товаров.
Первое транспортное средство прошло по этой железной дороге осенью 2014 года. За 3 недели поезд пересек границы Испании, Польши, Китая, Франции, Белоруссии, Казахстана, Германии, Российской Федерации.
Этот маршрут назвали «Новый шелковый путь» потому, что караваны с товарами передвигались из азиатских стран в европейские еще много лет назад.
«Шипагеддон»
Пандемия и вызванные ею спекуляции на рынке привели к тому, что в 2020 году новой реальностью стало постоянное повышение стоимости фрахта морских судов. Этот процесс логисты прозвали «Шипагеддоном». Конечно же, речь идет, прежде всего, о доставке из Китая. На сегодня спотовые ставки на большинстве направлений контейнерных перевозок из КНР показывают трехзначные цифры роста по сравнению с прошлогодними показателями. По состоянию на начало декабря ставки из Шанхая на Северную Европу выросли на 196,8%, в страны Средиземноморья — на 209,2%. На порты западного побережья США ставки увеличились на 161,6%, на восточного — на 78,2%. Рост спотовых ставок на Австралию и Новую Зеландию составил 227,6%, на Южную Америку — 199,1%. Таким образом, ставки фрахта в 2020 году обновляют многолетний максимум.
По мнению экспертов, основными причинами роста ставок на рынке морских контейнерных перевозок стало перераспределение объемов грузов в связи с локдауном и мировой торговый дисбаланс. Локдаун и отмена большого количества рейсов контейнерных линий из Азии весной этого года привели к сокращению тоннажа судов на основных сервисах и списанию парка старых контейнеров, пишет издание Sea News. Осенью дисбаланс отгрузок между Азией, Европой и Северной Америкой сохранился, что привело к дефициту порожних контейнеров в Азии в самом начале осеннего «высокого сезона». Альтернативные же виды доставки вроде контейнерных поездов не могут удовлетворить потребности рынка.
6 Eurostar e320
Шестую позицию рейтинга занимает высокоскоростной электропоезд Eurostar e320, который перевозит пассажиров со скоростью 320 км/ч. Компания Eurostar коренным образом изменила характер путешествий по Европе, связав Великобританию с континентом посредство тоннеля через Ла-Манш.
Современные поезда Eurostar производятся компанией Siemens. Новые модели e320 развивают скорость на 20% больше, чем предыдущие версии поездов Eurostar. Длина поезда составляет 400 м, что позволяет с комфортом размещать до 900 пассажиров. Это стало возможным благодаря тому, что все технические составляющие поезда были размещены в нижней части вагонов. Новые поезда Eurostar e320 являются одними из самых тихих. Конструкторам удалось снизить так называемый “тоннельный бум”, который возникает из-за сжатия и смещения воздуха, когда состав проходит по тоннелю.
Данный состав осуществляет перевозку пассажиров из Лондона в Париж, преодолевая расстояние в 491 км всего за 2 часа 15 минут. Также имеется маршрут следования поезда Лондон — Брюссель. Электропоезд Eurostar e320 значительно сокращает время в пути, проходя по туннелю через Ла-Манш, поэтому пассажиры чаще выбирают его, нежели авиаперелеты. Тем более, частота рейсов довольно высокая: каждый час из Лондона отправляется состав в любой день недели. Eurostar e320 надежен и точен, все поезда прибывают вовремя, если и бывает задержка в пути, то максимум на 15 минут.
Контейнерные поезда Китай-Европа
2020-й стал годом стремительного развития контейнерных перевозок между Китаем и Европой. «Укрзализныця» сообщила о том, что за год в Украину из КНР прибыли 22 таких поезда (и еще один в дороге). Первый из них филиал УЗ «Лиски» принял 8 июня. Рост количества таких поездов наблюдается на всем европейском направлении. Об этом говорит тот факт, что за первые 9 месяцев 2020 года контейнерные перевозки по территории Казахстана (который является одним из основных транзитных государств на пути китайских товаров в Европу) выросли на 36%. Стоит отметить, что хотя пандемия и ускорила эту тенденцию, тренд на рост числа контейнерных перевозок в направлении КНР-Европа наблюдался и до нее.
Одними из первых среди множества новых маршрутов контейнерных поездов Китай-Европа стали поезда из Шэньяна в Энс (Австрия) и из Сианя в Барселону в апреле. В мае Китай отправил в Европу рекордное число грузовых ж/д составов — 1033. Основными направлениями для транспортировки стали Беларусь, Россия, Бельгия, Венгрия, Испания, Италия, Литва, Нидерланды, Польша, Франция, Германия и Чехия.
С января по сентябрь 2020 года через приграничный терминал в Синьцзяне прошли 3243 контейнерных поезда Китай-Европа, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Из последних новых контейнерных поездов на этом маршруте — Сюйчжоу-Гамбург, Сиань-Осло, запущенные в декабре.
Москва-Владивосток, или Транссибирская железнодорожная магистраль России (9 289 км)
Москва-Владивосток (или Транссибирская железнодорожная магистраль) России начала создаваться еще в конце XIX века. Благодаря этим путям у людей появилась возможность путешествовать от столицы России до берегов Тихого океана исключительно по железной дороге. Транспортное средство следует в течение недели, делая за эту поездку 67 остановок.
Поездка из европейской части Российской Федерации к тихоокеанским берегам замечательна тем, что Транссибирская магистраль захватывает уникальнейшую сибирскую природу, пересекает несколько часовых поясов и проходит мимо озера Байкал, самого крупного пресноводного водоема.
Немало возможностей есть и для грузовых перевозок: каждый год по этому маршруту провозят около 100 млн тонн груза.
Толчок для микромобильности
2020 год ясно дал понять, что самый надежный вид транспорта — свой личный. И если пересесть на автомобили жителям городов мешает их высокая стоимость и загруженность автомагистралей, то для двухколесного «зеленого» транспорта наступило самое что ни на есть лучшее время. Даже Киев, никогда не отличавшийся развитой культурой микромобильности, в разгар карантина стал массово пересаживаться на велосипеды и самокаты. С возобновлением работы общественного транспорта и наступлением холодной поры велосипедистов на улицах поубавилось, но всем стало понятно, что развитие велоинфраструктуры в городах — уже не блажь, а необходимость.
То, что мы увидели в Украине, — отголосок мировых тенденций. В Нью-Йорке с самого начала карантина начали расширять пространство для пользователей легкого индивидуального транспорта, такого как электросамокаты и велосипеды. В таких городах, как Лондон и Мехико, где также были проблемы с обычным транспортом, люди уже также почувствовали преимущества политики, ориентированной на малые средства передвижения.
Во Франции еще в апреле приняли решение отдать под велодорожки часть автомобильных полос в ряде городов. В ноябре нечто похожее ввели и у нас: Кабинет министров Украины разрешил движение велосипедов по полосе общественного транспорта.
В середине лета правительство Великобритании заявило, что намерено выделить 2 млрд фунтов стерлингов на развитие велосипедной инфраструктуры в стране. Кампания, которая начиналась еще до распространения коронавируса как метод борьбы с ожирением населения, получила логичное продолжение во время пандемии.
На фоне ситуации в мире начал расти мировой рынок электровелосипедов. По данным аналитиков McKinsey, в 2019 году он составлял 97 млрд долл., а до 2022 года увеличится до 150 млрд.
Заглавное фото: Remo Casilli / RUETERS
Страны с самыми безопасными дорогами в мире
Статистика неумолима, и тот факт, что каждые 30 секунд кто-то гибнет на автомобильной дороге, а каждые 20 – получает различные травмы, не вызывает сомнения. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в бедных странах вероятность гибели водителя или пешехода гораздо выше. По предварительным данным, примерно 752 пешехода и 786 мотоциклистов погибают ежедневно в результате несчастных случаев.
По официальным данным, большая часть аварий происходит из-за плохо развитой дорожной инфраструктуры, низких стандартов безопасности, а также культуры вождения. В бедных странах, как правило, достаточно мягкое законодательство по отношению к нарушителям правил. Кроме того, ряд вопросов вызывает и организация работы полиции, что и приводит к таким плачевным последствиям.
Не стоит забывать и о том, что самые дешёвые автомобили, продаваемые в развитых странах, гораздо безопаснее тех, что реализуются на развивающихся рынках — это обусловлено низкими требованиями и стандартами в странах третьего мира. Попробуем проанализировать официальную статистику и выделить десять стран с самым высоким уровнем безопасности на дорогах.
Москва-Пекин (8 984 км)
Между КНР и РФ уже давно установлены прочные культурные, экономические и политические отношения. Вполне естественно, что столицы этих стран связывают железнодорожные пути.
Поезд, который ездит между Москвой и Пекином, называется «Восток». Он пребывает в пути более 145 часов и останавливается 44 раза.
Значительную часть времени транспортное средство передвигается по Транссибирской магистрали, поворачивая только для того, чтобы пересечь китайскую границу.
В населенном пункте Забайкальск, который находится непосредственно перед границей, поезд останавливается на 6 часов. Такой длительный срок связан не столько с проверкой на таможне, сколько с заменой колес. Она необходима потому, что китайские пути отличаются от российских другими техническими параметрами.
12 Talgo 350 sro
Открывает наш рейтинг высокоскоростной поезд Talgo 350 sro, который может развивать скорость в 300 км/ч. Этот состав работает на железной дороге Харамейн (Саудовская Аравия), протяженностью в 450 км, которая соединяет два крупных города: Медина и Мекка.
Благодаря скоростному составу Talgo 350 sro, продолжительность путешествия из одного города в другой сократилась до двух часов. На сегодняшний день парк включает в себя 35 поездов, каждый вмещает 400 пассажиров. На всем маршруте следования поезд проходит пять станций, расположенных в крупных городах.
Поезд Talgo 350 sro обладает оптимальными аэродинамическими особенностями, поэтому он легко справляется с давлением и воздушными потоками на высоких скоростях. Состав работает на стандартных колеях с мощностью в 4000 кВт. Кузов поезда спроектирован особым образом, чтобы легко проходить через туннели и переходы. Вагоны имеют подвеску маятникового вида Talgo, благодаря такому строению, колеса всегда находятся параллельно гусенице, даже на сильно изогнутых рельсах.
В поездах Talgo 350 sro создано очень многое для комфорта пассажиров: система кондиционирования, удобные сиденья с возможностью поворота, подставкой для ног и регулируемым углом наклона, электрические розетки, столы и прочее.
Больше возможностей сбежать с Земли
30 мая компания SpaceX в сотрудничестве с NASA на корабле Crew Dragon отправила в космос двух американских астронавтов — Роберта Бенкена и Дагласа Херли. Их имена войдут в историю тем, что они стали первыми космонавтами, отправленными на Международную космическую станцию на корабле, построенном частной компанией. Хотя, конечно, главным вошедшим в историю именем станет имя Илона Маска, внезапно лишившего «Роскосмос» монополии на доставку астронавтов на МКС и неплохого источника дохода. Ведь стоимость отправки на станцию одного астронавта российским концерном — 90 млн долл., а у SpaceX эта услуга обошлась в 50 млн долл.
Как известно, в 2011 году США завершили программу Space Transportation System, в рамках которой использовались многоразовые космические челноки Shuttle, и с тех пор доставка космонавтов на околоземную орбиту осуществлялась при помощи российских «Союзов».
16 ноября SpaceX сделал это снова, и на этот раз на орбиту отправились 4 астронавта — уже в составе регулярной миссии, которые теперь будут выполняться каждые полгода.