Как подготовиться к путешествию в юго-восточную африку?

Как я попал в ЮАР

Однако человек предполагает, а бог располагает. Дочь вышла замуж за бура, или африканера, проживающего в Кейптауне, и пришлось отправляться на свадьбу на самый юг Южной Африки. Визы оформляли через турфирму, специализирующуюся на ЮАР. Значит, русские туда едут. Оформляли туристическую визу, а не ехали по приглашению, поскольку юаровское правительство опасается, как бы не понаехали к ним русские. Ничего, визу дали без проблем.

Лететь в Кейптаун из Москвы можно несколькими путями, например, через Лондон, что быстрее, но значительно дороже, либо через Эмираты. Выбрали самый дешёвый вариант: эмиратская

государственная авиакомпания Этихат, через Абу-Даби. Долго, туда 20 часов, обратно 26, зато всего 30 тыс. рублей в оба конца. И вот мы (я, моя бывшая жена и Саша, сын моего старинного друга, соответственно отец, мать и друг детства невесты) в самолёте. Отменный сервис, кормёжка каждые 2 часа, перед каждым пассажиром монитор, по которому можно наблюдать траекторию перелёта, смотреть фильмы, играть в игрушки. До Эмиратов русских в салоне было много. 2 часа в аэропорту, пересадка, и в Кейптаун из России летим уже только мы. Вот этот перелёт был долог. Да ещё промежуточная посадка на 1,5 часа в Йоханнесбурге.

Но всё когда-нибудь кончается, и вот, наконец, мы в кейптаунском аэропорту. На паспортном контроле я несколько растерялся и на слова чернокожего таможенника “Hоw are you?” ответил «Ай эм фром Раша.» Но был, тем не менее, допущен в ЮАР, «страну за колючей проволокой», как именовалась она в советской прессе в годы моего детства.

Предваряя описание нашего маршрута, отмечу, что составлял его и организовывал мой африканский зять, и посему я играл роль пассивную и многих мест по названию не запомнил. Но остались самые приятные впечатления. Итак…

На всю оставшуюся

В поездах есть своя магия. Впечатления от моего путешествия по Африке уже целый год не кончаются и затмевают все другие. С друзьями по поездке, лишь встретимся, мы говорим только о ней, смотрим фото и вспоминаем. Африка и правда оставляет след – и грандиозное послевкусие, а это в наше время большая ценность.

Я никогда не забуду женщину, будто из фильма «Из Африки», – она была нашим гидом в Касаме. Она и 13 членов ее семьи – единственные белые плантаторы в городе. У нее там предки, она там родилась.

Меня в Африке не покидало ощущение безопасности. Для коренных африканцев белый человек – это врач, миссионер, гуманитарная помощь, еда, вода, лекарства, знания. Такое отношение тем более удивительно, учитывая разницу в уровне жизни. Вот представьте: поезд стоит на полустанке, на соседнем пути – пригородная электричка с народом «в десять слоев». Например, из Лусаки, города, где 40 лет не убирали мусор. А в нашем поезде сервируют ужин. Фарфор, лен, дюжина приборов, шесть хрустальных бокалов, стол обслуживают два официанта. А пассажиры электрички смотрят на нас без всякой агрессии или зависти, а просто с любопытством.

В центре явно звезда: иначе почему только на ней джинсы?

Я не боялась в Африке ничего, хотя контраст между уровнями жизни в разных странах был огромен и, напомню, мы ехали из самой богатой африканской страны, ЮАР, в самую бедную. Это примерно как из Швейцарии отправиться в Албанию, только разрыв еще сильнее.

И конечно же, меня поразило, как в середине поездки Тимур подарил мне, наверное, единственную розу, которая была во всей Замбии. Где он добыл ту ветку белого шиповника с несколькими цветками? Мы вернулись с экскурсии, а в купе стоял этот цветок. Мой муж всегда дарит мне белые розы, и там он тоже умудрился соблюсти наш ритуал. Чтобы поставить ее в вазу, пришлось наполнить ее целлофаном, настолько стебель был чахлым. Но это был самый ценный букет, который я получала в жизни. Помните, ведь в Замбии нет ничего, даже бродячих собак.

График перемещения

В одном месте мы старались долго не задерживаться, чтобы не растягивать маршрут и не потерять азарт. Гостили день, два, максимум три. Вставали в 5 утра и ехали до 11, до солнцепека. На обед останавливались в деревне, отдыхали, осматривали велосипеды, писали дневники и приводили себя в порядок. Даже если есть полтора литра воды — уже можно смахнуть пот и прополоскать верхнюю одежду, чтобы быть свежее. После четырех вечера солнце спадало и мы ехали дальше — до ночлега. Там мы повторяли все наши процедуры.

Разумеется, мы могли не доехать до деревни, бывало, что не доезжали. С собой у нас была палатка и спальники.

Иногда мы спали прямо на бархане, на песке, заворачиваясь в тонкие простынки.

А как-то ночью мы попали в песчаную бурю. Спать при такой погоде нет смысла, так что мы продолжили путешествие. Хорошо, что буря была в спину — помогало ехать. Под утро заночевали под навесом, который одиноко стоял в пустыне.

Техника безопасности

Что нужно знать, отправляясь в Африку? Первое и самое важное – сделать прививки. В Африке вас вряд ли кто-то попросит показать справку, но делать их необходимо ради собственной же безопасности

Поэтому приехав, нужно посмотреть в аптеке, какими лекарствами и антибиотиками можно вылечить сонную болезнь и малярию, и прямо на месте купить их.

Также как не все малярийные комары являются переносчиками малярии, мухи цеце, укус которых вызывает сонную болезнь, могут и не заразить вас. Нас троих укусили мухи, но, к счастью, все обошлось. Просто внимательно относитесь к своему самочувствию, потому что сонная болезнь вначале очень напоминает простуду.

Кстати, в Африке не рекомендуют носить белое и черное: эти цвета привлекают мух цеце. Лучше ходить в чем-нибудь желтом, красном или синем. Желательно также не носить сланцы, а ходить в высоких армейских ботинках из-за обилия змей, скорпионов и всякой неприятной живности под ногами. Исключение – туристические места, где можно позволить себе более легкую одежду. Тщательно планируйте маршрут, но при этом будьте готовы к тому, что все может пойти кувырком, если в дороге сломается автомобиль, как это было с нами. В Африке нет зимы и лета, там есть сезон засухи и сезон дождей. Самое лучшее время для поездки – в межсезонье, когда много зелени и животных. Это конец февраля – март, либо осенью, в октябре-ноябре.

Прогулки по Кейптауну

Пару раз мы самостоятельно прогуливались по Кейптауну. В районе, где живут мои новые родственники, почти нет тротуаров, но и машины проезжают редко. Около домов разбиты красивые цветники с малопонятными растениями. Редкие прохожие, независимо от того, белые или чёрные, улыбались и говорили нам «Hello!» Быт и нравы этого района напоминают какую-то благоустроенную деревню.

Мой следующий рассказ о том, как проходит свадьба в Южной Африке.

Свои путешествия я организую с помощью этих сайтов:

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik
  • туры — Travelata и YouTravel.Me

Пейзажи и портреты

В поездке нас сопровождал следопыт-этнограф, который каждый день давал five o’clock tea и вещал на разные темы. Мы проехали пять стран: ЮАР, Ботсвану с ее сафари, Зимбабве с водопадом Виктория, Замбию с водопадами в Касаме и Танзанию. И несколько климатических поясов, от мыса Доброй Надежды, где в июле зима и в купе стелют электрические матрасы, до экватора, где всегда жара.

C моста на границе Замбии и Зимбабве – лучший вид на водопад Виктория

Все страны очень не похожи друг на друга, да что там, в зависимости от того, где находишься, даже колеса стучат по-разному. А если на границе между Зимбабве и Замбией вы решите принять ванну, как сделала я, то будьте готовы, что останетесь сидеть в ней без воды, лишь тронется поезд, – в Замбии очень старые железные дороги, разная ширина рельсов, шпалы плохо уложены или вообще отсутствуют, и из-за этого вагоны шатает до полного выплескивания воды из ванны. Граница между странами проходит прямо посередине моста над рекой Замбези, откуда открывается лучший вид на водопад Виктория. Любители острых ощущений, в числе которых оказался наш друг, занимаются тут банджи-джампингом, то есть прыгают с моста в ущелье.

Первые бегемоты появляются в реке Замбези

Самый крупный в мире водопад Виктория еще и уникален в отличие от своих собратьев по масштабу – Ниагарского или Игуасу: полгода его просто нет из-за засухи. В эти месяцы становятся видны круглые ванны натурального происхождения, обычно скрываемые падающей водой и, кстати, созданные ею же.

Помимо водопадов, Замбия известна еще и тем, что это одна из беднейших стран в районе Черной Африки. Какие рельсы и шпалы – речь идет о выживании. Как заметил мой муж, слоны и львы в Замбии есть, а бродячих собак нет: им нечем питаться. Тем сильнее на этом грустном фоне меня поразили манеры местных малышей: девочки так трогательно делают книксены, благодарят за пустяковые угощения, фрукты или печенье, что слез не удержать.

Водопад Виктория

Дама сдавала в багаж

К путешествию под нескромным названием Rovos Rail: The Most Luxurious Train in The World (билеты на этот поезд, между прочим, надо заказывать за пять лет вперед, во всяком случае, в такое купе, как было у нас, занимавшее полвагона) мы подготовились основательно, в итоге багаж составили двадцать чемоданов на четверых, среди которых были даже шляпные коробки. Мы взяли костюмы для сафари, костюмы для водопада Виктория, стилизованные пробковые шлемы, вечерние платья, смокинги, все. Даже захватили из России икру. Русские любят путешествовать именно так. Выглядели мы очень живописно, развлекали своим видом попутчиков и угощали их икрой и водкой. А как иначе? Мы же ехали сквозь бывшие колонии на настоящем поезде ар-деко.

Настоящие рельсы в Замбии – просто они очень кривые

Автостоп и путешествие с палатками

Автостоп в Африке очень хороший, главное — надо заранее предупредить, что вы хотите проехать бесплатно. Надевайте старую одежду — это поможет убедить водителей, что вас нужно везти бесплатно.

Ночлег в основном мы искали на Couchsurfing, он в Африке работает отлично. Если не удавалось найти хостов, вечером мы отъезжали за двадцать-тридцать километров и ставили палатку. Если вы встаете ночью с палаткой, проверьте, чтобы рядом не было железнодорожных путей. Выскакивать ночью из палатки от того, что на тебя мчится поезд — жутко, мы проверяли. Деревья в Африке колючие, берите с собой перчатки, если планируете разводить костер.

Если учесть вышеперечисленное, есть большие шансы вернуться домой здоровым, довольным и с чемоданом впечатлений. Мы путешествовали по Африке восемь месяцев в рамках кругосветного путешествия и влюбились в Черный Континент всем сердцем за его искренность и (пока еще) неиспорченность. Ради Африки мы оставили работу и ничуть не пожалели.

Авторы: Виталик и Леся, ребята, которые в один день оставили свои работы и прокатились вокруг света с палаткой, а теперь путешествуют уже втроем с ребенком. Больше историй про Африку на сайте hellofriendproject.ru, телеграм-канал@hftravel.

Времена суровые, туризма почти нет, доходов для таких проектов, как наш — тоже. Надеемся на поддержку читателей, чтобы писать о путешествиях и открытии границ чаще и больше. Спасибо!

Самый простой способ поддержать нас — подписаться в соцсетях: телеграм-канал, , Фейсбук, , Инстаграм.

Если же наш контент как-то помог вам (например, сэкономить деньги), то мы будем рады, если вы сможете поддержать нас рублем! Это можно сделать на «Патреоне» или единоразово через вот эту форму: 

*Apple Pay & Google Play работают.

Ферма в Малом Карру

Из городка мы отправились на ночлег на ферму, расположенную в долине Малого Карру (полупустыня такая). Весной в этом Карру всё цветёт, и на пустыню оно совсем не похоже. Хозяев фермы (а это были потомки шотландцев, бежавших в своё время от английского гнёта) я не заметил. Зато нас встречали добродушные псы, которые были очень рады любому знаку внимания с нашей стороны. Говорят, это собаки-змееловы, к змеям они беспощадны, а белых людей очень любят.

старая ферма

Эта чудесная ферма, пейзаж которой вызвал у меня ассоциации с Австралией, была единственным местом в ЮАР за время нашей поездки, где было много насекомых и было жарко. И ещё нам не рекомендовали выходить из помещения ночью, поскольку там много ядовитых змей. Но нам и не надо было никуда выходить – все удобства, включая ванну, расположены в помещении.

Африка: что нужно знать перед посещением жарких мест?

 Отправляясь в чужую страну необходимо четко понимать, с чем там придется столкнуться. Особенно это касается стран Африки. Экзотические флора и фауна континента оставят путешественникам массу впечатлений на всю жизнь, однако если не принять определенные меры, отпуск превратится не в удовольствие с положительными эмоциями, а обернется головными болями.
 
 Перед поездкой обязательно нужно поставить все необходимые прививки, особенно от малярии и сонной болезни. Малярию переносят комары, которых в Африке очень много, возбудителем сонной болезни является муха це-це. Интересно, что этих насекомых особенно привлекает одежда черного и белого цветов, поэтому, оказавшись в Африке, лучше одеваться ярко: желтые, красные, зеленые оттенки помогут отпугнуть насекомых.
 
 Желательно отказаться от сланцев, легких тапочек и заменить их высокими ботинками, так как в траве много змей и скорпионов. Необходимо также заранее оформить медицинскую страховку.

Жилье и еда на солнечном материке

 Следует учесть, что жилье в Африке довольно дорогое. Особенно, если бронировать лодж — это благоустроенные домики для туристов, в них есть все необходимое, и, как правило, такие домики собраны на одной защищенной территории и останавливаться в лоджах наиболее безопасно. 
 
 Однако те, кто предпочитает экономить, могут поселиться в кемпингах или сами поставить палатку на специальных для этого территориях. Но, стоит учесть, что ночи в Африке довольно холодные и влажные. Кухня в Африке, конечно, тоже очень специфическая. Желательно заранее позаботиться о своем здоровье и пополнить аптечку препаратами для нормализации пищеварения, и, конечно, не употреблять в пищу продукты, в безопасности которых нет полной уверенности.
 
Вообще меню африканцев по большему счету состоит из мяса, видов его здесь невероятное множество, при том самые экзотические, например, мясо зебры, антилопы и даже крокодила. Обычно его жарят или запекают

Вегетарианцы должны обратить внимание на невероятное количество различных видов фруктов

Но, особенно важно позаботиться о питьевой воде и купить ее при первой возможности в большом количестве, так как другая возможность может представиться очень не скоро

Полезные советы путешественникам

 Пожалуй, вопрос, который беспокоит путешественников в первую очередь — это поведение животных. На самом деле, самыми опасными являются бегемоты, потому что они могут убить человека без каких-либо действий с его стороны. Другие животные, как правило, нападают, только если чувствуют опасность для себя или находятся на охоте. 
 
 Выход есть, местные жители советуют туристам не выходить из машины, в заповедниках за это даже выписывают штрафы. К машинам звери привыкли и не ассоциируют их с опасностью или едой. Желательно не передвигаться по Африке по ночам, потому что большинство животных активизируется именно ночью.

 Даже выполнив все необходимые рекомендации, нельзя быть уверенным в том, что путешествие окончится благополучно. Именно поэтому тем, кто все-таки решил ехать в Африку нужно постоянно быть настороже и готовыми к различным непредвиденным обстоятельствам. 

Как пройти границу

Находясь на границе, тоже нужно следовать определенным правилам, но обо все по порядку. Для начала нужно изучить ситуацию на различных пограничных пунктах. Дело в том, что самый короткий путь может оказаться далеко не самым быстрым. Чаще всего самые близкие пограничные пункты также и самые загруженные. Возможно, стоит проехать лишний час, нежели потерять несколько на границе… Самый популярный польский пограничный пункт – «Варшавский мост» в Бресте, и можно, например, поехать через «Берестовицу» или «Домачево».

На самой же границе лучше ничего не снимать и не фотографировать, за это можно получить штраф. На украинской границе могут даже попросить отключить видеорегистратор, хотя обычно их не трогают.

Находясь на территории пограничного пункта, необходимо строго следовать правилам дорожного движения: останавливаться перед всеми «стоп», «контроль» и прочее, даже если они находятся всего в паре метров друг от друга. Также нельзя игнорировать светофоры, пересекать сплошную, самовольно менять ряд и так далее. Особенно за этим следят на польской границе. Если вы все-таки нарушили какое-либо правило, признайте свою ошибку, извинитесь и пообещайте так больше не делать – в большинстве случаев такой подход помогает избежать штрафа, размер которого – примерно 150 злотых.

Что же касается пешеходов на границе, то здесь также есть свои запреты. Если вы находитесь в «межграничной» зоне, вы не можете выходить из машины ни погулять, ни покурить, ни в туалет. Например, вы прошли украинскую границу, а на польской только ждете оформления – в такой ситуации покинуть машину можно только по просьбе инспектора.

Ну и, конечно, нужно изучить правила ввоза для каждой страны, найти их не составит труда. Разговоры о том, что нужно съесть всю колбасу, сыр и йогурты – в этом случае вовсе не шутка. Тем же, кому необходимое особое питание и особая диета, необходимо иметь при себе специальную медицинскую справку, подтверждающую это. Запрещенные продукты или «превышение нормы» на границе просто выкинуть в мусорку нельзя: в лучшем случае вам придется вернуться на территорию предыдущего государства, избавиться там от продуктов и снова отстоять всю очередь; в худшем – заплатить все пошлины и штрафы.

Про транспорт

Мы ездили большой компанией, брали три джипа без гидов и сопровождения, так и колесили по африканским странам сами по себе. Приятно удивила бесперебойная сотовая связь. Телефоны работали везде, даже в самых захолустных уголках. Иногда, правда, сервис смс был недоступен, но это не самая нужная опция в пути.

Для тех, кто едет первый раз и боится экстрима, можно взять автомобиль с гидом. Вообще же среди тех, кто едет в Африку, все, как правило, готовы к экстриму. Если у человека в крови любовь к сильным эмоциям, то Африка ему понравится. Если он привык к комфорту и безопасности, то, однозначно, туда лучше не ехать.

По Африке лучше не передвигаться ночью: если ночи холодные, многочисленные звери идут к дороге на ночлег, чтобы погреться на теплом асфальте, поэтому животных на дороге бывает очень много. Ранним утром на асфальте накапливается конденсат, создается высокая влажность, которая манит мающихся от жажды зверей, они подходят к дороге и пьют из луж.

Ночью к тому же трудно разглядеть крупных животных на дороге. Слона, к примеру, вообще не видно, поскольку фары автомобиля его не отсвечивают. Его можно увидеть лишь метров за двадцать, как в известной фразе, что слона-то легче всего и не заметить. Кстати, на бампере всех местных фур закреплен «кенгурятник» для смягчения удара от столкновения со слоном.

Может случиться так, что автомобиль сломается прямо в пути. Мы потеряли почти сутки, пока местные чинили машину, и в итоге пришлось ехать к месту ночлега в ночи. Это опасно не только из-за животных, но и из-за того, что движение во многих африканских странах не правостороннее, а левостороннее. И если по привычке уйти вправо, можно попасть на встречную полосу. К тому же местные водители грузовиков любят светить дальними фарами. Подозреваю, что это либо странная особенность местного приветствия на дороге, либо они так предупреждают об опасности.

Правила безопасности

Африка отличается от других регионов своим своеобразным гастрономическим микроклиматом, который путешественник должен обязательно учесть. Местные жители могут поглощать африканскую пищу, чуть ли ни прямо с земли, однако приезжим этого делать не рекомендуется, если только не была поставлена цель подхватить кишечную инфекцию.

Весьма разумно было бы заранее сделать прививки от вышеупомянутых инфекций, и захватить с собой аптечку, в которой кроме средств от простуды и расстройств желудка обязательно должны быть и препараты против малярии, которая в Африке столь же распространена как в Европе насморк.

В обязательном порядке следует отказаться от употребления воды из-под крана и на улицах. Пить в Африке можно только бутилированную воду. Любой добавляемый в напитки лед может иметь какое угодно происхождение, поэтому от него тоже следует отказаться.

Пробовать еду в уличных закусочных могут разве что экстремалы и местные жители, поэтому те, кто путешествуют семьей, ни в коем случае не должны поддаваться на уговоры своих отпрысков, клянчащих что-то красивое, экзотическое и ароматное.

Кстати, алкоголь в Африке, который подают в отелях, работающих по системе «все включено», не стоит рассматривать как дезинфицирующее средство. Напротив, им и самим можно легко отравиться – случаи уже были.

Поэтому спокойно есть можно только в таких заведениях, как, например, входящие в международную систему гостиничной классификации отели. Как показывает опыт, это самый безопасный вариант. Если же такой возможности нет, любое блюдо следует подвергать интенсивной термической обработке, а фрукты – обязательно мыть и, желательно, обдать кипятком.

Увлекательное путешествие по родным просторам: популярные маршруты

Ханты-Мансийск и Ингушетия, Байкал и Приэльбрусье, Урал и Дальний Восток, Сахалин и Кольский полуостров, Калмыцкая степь и Алтай ждут своих туристов. Увлекательные маршруты, в зависимости от расстояния, могут занимать от 1 до 10 дней. Путешествие будет безопасным, если заранее продумать все тонкости поездки. Прежде всего, надо определиться с направлением и выбрать маршрут.

  1. Поездка по Кольскому полуострову из Мурманска займет 4 дня. В дорогу лучше всего отправляться в конце лета или в начале осени. На маршруте находится село Териберка, которую показывали в нашумевшем фильме – «Левиафан». Купальня водопада «Красивый» позволяет освежиться, а подъем в горы кружит голову. Чтобы избежать поломок на каменистой дороге, надо иметь в запасе шины Гудиер.
  2. В Республике Алтай огромный потенциал для отдыха. Даже однодневная поездка от Кату-Ярык до Балыкчи принесет удовольствие. Сезон можно выбирать любой, если за рулем автомобиля опытный водитель. Горные вершины опоясаны крутым спуском, который ведет в долину реки Чулышман.
  3. От Астрахани до Элисты раскинулась Калмыцкая степь. В течение 5 дней можно проследовать по «Великому шелковому пути», а завершить поездку осмотром Золотой обители Будды. Главная статуя в ней имеет высоту 9 метров.
  4. В августе можно посетить Сахалин. Пятидневное путешествие позволит ближе рассмотреть природу края, полюбоваться безбрежным океаном, ущельями, лесами, вроде джунглей.
  5. На Дальний Восток можно добраться на автомобиле в марте. В этом месяце ледовая переправа достаточно крепкая и нет опасности уйти под воду со всеми пожитками и машиной. По рекам Лена и Алдан путешественники добираются до Сасырского перевала, откуда начинаются увлекательные приключения.

На Южном Урале есть интересные места, имеющие неожиданные названия. Нет необходимости посещать Европу, чтобы побывать в Париже или Варне. Также туристов, как магнитом, тянет в Аркаим – место силы и цитадель древней цивилизации.

WhatsApp в режиме офлайн

У нас было два пауэрбанка, телефон работал в режиме карты, плеера и фотоаппарата, и этого хватало где-то на неделю, а раз в неделю розетку найти было реально. Для GoPro везли кучу батареек, которые меняли, как патроны.

Местные сим-карты мы не использовали, так что часто по несколько дней оказывались не на связи. Но мы заранее об этом предупреждали родных, и те могли следить за нами по своим картам.

Общались мы через WhatsApp: обычно в режиме офлайн я записывал монологи, и, когда появлялся интернет, они отправлялись. Родственники делали так же: отправляли мне большие записи, по 10–20 минут, потом я эти сообщения загружал, брал наушники и слушал в дороге.

Мыс Доброй Надежды и Кейп-пойнт

После этого мы поехали на одно из культовых здешних мест – мыс Доброй Надежды. Туда ведёт отличная дорога, проложенная среди «буша», зарослей разных лиственных и хвойных кустарников. По случаю весны всё цвело, особенно красиво — протея или, по-местному, прития. По пути у дороги видели стаю диких обезьян бабуинов, «бабун» на африкаансе. Они выходят на трассу в надежде поживится чем-нибудь у проезжих. Но окна и двери в машинах открывать не рекомендуется – твари весьма агрессивны.

Мыс Доброй Надежды – это самая известная южная точка Африки. Но сам мыс невыразителен, почти незаметен.

Несравненно больше впечатляет расположенный рядом скалистый Кейп Пойнт, «мыс встречи» по-русски, где встречаются Атлантический и Индийский океаны. Именно тут стоит маяк мыса Доброй Надежды, туда ведёт живописная пешеходная тропа, проложенная по краю обрыва. А ленивые могут подъехать туда на красном автобусе. Около маяка стоит указатель, на котором написано, сколько км до какого города (Москва отсутствует). Хотя граница океанов – это людская выдумка, но здесь она имеет конкретное выражение, встречаются теплые воды Индийского и холодные – Атлантического океанов. Над Атлантикой стоит туман. Впереди только безбрежный океан, а за ним – Антарктида, откуда дует нешуточный холодный ветер. Воздух чист и хрустален, простор необъятный, ты на краю земли.

Кейп-Пойнт

маяк

Спустившись с Кейп-Пойнта, отправились на собственно мыс Доброй Надежды. По пути видели диких страусов и 3-х не менее диких антилоп, которых я из-за цвета и по близорукости принял сначала за львов. На мысе стоит знак «Мыс Доброй Надежды», вокруг которого в тот момент собралось большое количество вездесущих китайских туристов.

мыс Доброй Надежды

Вечером поехали ужинать в ресторан на берегу уютной бухты, отгороженной от океана 2-мя высокими горами. Между рестораном и заливом расстилался широченный пляж из белого песка, по которому в предзакатный час неспешно прогуливались люди. Никто не купался – ранняя весна. Мы сидели в помещении и поглощали вкуснейшую и очень дешёвую местную еду. Ужин из свежайших море-, или точнее, океанопродуктов, с вином стоит около 300 рублей на наши деньги. А когда закат окрасил горы последними лучами, я не выдержал и побежал фотографировать. Это же делали и многие другие. Уже в темноте мы вернулись в Кейптаун, полюбовались на него сверху и посмотрели на звёзды. Южного Креста я так и не увидел.

Киты

После ботсада мы поехали в городок Германус, к заливу, где в это время года киты рожают детёнышей. На небольшом кораблике мы сначала отплыли недалеко от берега, увидев мельком выныривающего кита – тут собираются самцы. Но больше ни один не показался, и мы поплыли к другому берегу залива, по пути повстречав нескольких морских котиков. Там, в нескольких сотнях метров от берега постоянно были видны огромные чёрно-коричневые спины. Это были самки, рожающие китят. Они то выныривали, то почти исчезали, то пускали фонтаны, то поднимали огромные плавники, то били хвостами. Киты действительно огромны, и это одно из самых больших впечатлений за всю поездку.

гавань города Германуса

Здесь мы простояли довольно долго, а потом поплыли обратно, и тут корабль окружили и долго плыли рядом дельфины. Их было штук 10, они то выпрыгивали из воды, то подплывали совсем близко, казалось, до них можно дотронуться, то отплывали подальше. Наконец они отстали, и мы поплыли к причалу. Нас в пути кормили и поили, это входит в стоимость экскурсии, около 3000 рублей. Это была самая дорогая экскурсия за всё путешествие. Обслуживали нас негры и цветные. А под конец откуда-то появился самый главный белый. Это типично: самые неквалифицированные работы выполняют негры, даже не юаровские, а иммигранты из других стран Африки, выше стоят местные чёрные, ещё выше цветные, а если возникают проблемы, то из-за кулис появляется белый хозяин и решает их. Так в среднем, но видели и белого бомжа, и очень хорошо одетых чёрных, покупающих товары в самых дорогих магазинах. Кстати, слово негр в ЮАР не обидное, ведь есть страны Нигерия и Нигер. А вот слово кефир говорить нельзя, нас предупредили, ибо кафр – это ругательное слово, типа «черномазый».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Небывалый техник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как подготовиться к путешествию в юго-восточную африку?

Как я попал в ЮАР

Однако человек предполагает, а бог располагает. Дочь вышла замуж за бура, или африканера, проживающего в Кейптауне, и пришлось отправляться на свадьбу на самый юг Южной Африки. Визы оформляли через турфирму, специализирующуюся на ЮАР. Значит, русские туда едут. Оформляли туристическую визу, а не ехали по приглашению, поскольку юаровское правительство опасается, как бы не понаехали к ним русские. Ничего, визу дали без проблем.

Лететь в Кейптаун из Москвы можно несколькими путями, например, через Лондон, что быстрее, но значительно дороже, либо через Эмираты. Выбрали самый дешёвый вариант: эмиратская

государственная авиакомпания Этихат, через Абу-Даби. Долго, туда 20 часов, обратно 26, зато всего 30 тыс. рублей в оба конца. И вот мы (я, моя бывшая жена и Саша, сын моего старинного друга, соответственно отец, мать и друг детства невесты) в самолёте. Отменный сервис, кормёжка каждые 2 часа, перед каждым пассажиром монитор, по которому можно наблюдать траекторию перелёта, смотреть фильмы, играть в игрушки. До Эмиратов русских в салоне было много. 2 часа в аэропорту, пересадка, и в Кейптаун из России летим уже только мы. Вот этот перелёт был долог. Да ещё промежуточная посадка на 1,5 часа в Йоханнесбурге.

Но всё когда-нибудь кончается, и вот, наконец, мы в кейптаунском аэропорту. На паспортном контроле я несколько растерялся и на слова чернокожего таможенника “Hоw are you?” ответил «Ай эм фром Раша.» Но был, тем не менее, допущен в ЮАР, «страну за колючей проволокой», как именовалась она в советской прессе в годы моего детства.

Предваряя описание нашего маршрута, отмечу, что составлял его и организовывал мой африканский зять, и посему я играл роль пассивную и многих мест по названию не запомнил. Но остались самые приятные впечатления. Итак…

На всю оставшуюся

В поездах есть своя магия. Впечатления от моего путешествия по Африке уже целый год не кончаются и затмевают все другие. С друзьями по поездке, лишь встретимся, мы говорим только о ней, смотрим фото и вспоминаем. Африка и правда оставляет след – и грандиозное послевкусие, а это в наше время большая ценность.

Я никогда не забуду женщину, будто из фильма «Из Африки», – она была нашим гидом в Касаме. Она и 13 членов ее семьи – единственные белые плантаторы в городе. У нее там предки, она там родилась.

Меня в Африке не покидало ощущение безопасности. Для коренных африканцев белый человек – это врач, миссионер, гуманитарная помощь, еда, вода, лекарства, знания. Такое отношение тем более удивительно, учитывая разницу в уровне жизни. Вот представьте: поезд стоит на полустанке, на соседнем пути – пригородная электричка с народом «в десять слоев». Например, из Лусаки, города, где 40 лет не убирали мусор. А в нашем поезде сервируют ужин. Фарфор, лен, дюжина приборов, шесть хрустальных бокалов, стол обслуживают два официанта. А пассажиры электрички смотрят на нас без всякой агрессии или зависти, а просто с любопытством.

В центре явно звезда: иначе почему только на ней джинсы?

Я не боялась в Африке ничего, хотя контраст между уровнями жизни в разных странах был огромен и, напомню, мы ехали из самой богатой африканской страны, ЮАР, в самую бедную. Это примерно как из Швейцарии отправиться в Албанию, только разрыв еще сильнее.

И конечно же, меня поразило, как в середине поездки Тимур подарил мне, наверное, единственную розу, которая была во всей Замбии. Где он добыл ту ветку белого шиповника с несколькими цветками? Мы вернулись с экскурсии, а в купе стоял этот цветок. Мой муж всегда дарит мне белые розы, и там он тоже умудрился соблюсти наш ритуал. Чтобы поставить ее в вазу, пришлось наполнить ее целлофаном, настолько стебель был чахлым. Но это был самый ценный букет, который я получала в жизни. Помните, ведь в Замбии нет ничего, даже бродячих собак.

График перемещения

В одном месте мы старались долго не задерживаться, чтобы не растягивать маршрут и не потерять азарт. Гостили день, два, максимум три. Вставали в 5 утра и ехали до 11, до солнцепека. На обед останавливались в деревне, отдыхали, осматривали велосипеды, писали дневники и приводили себя в порядок. Даже если есть полтора литра воды — уже можно смахнуть пот и прополоскать верхнюю одежду, чтобы быть свежее. После четырех вечера солнце спадало и мы ехали дальше — до ночлега. Там мы повторяли все наши процедуры.

Разумеется, мы могли не доехать до деревни, бывало, что не доезжали. С собой у нас была палатка и спальники.

Иногда мы спали прямо на бархане, на песке, заворачиваясь в тонкие простынки.

А как-то ночью мы попали в песчаную бурю. Спать при такой погоде нет смысла, так что мы продолжили путешествие. Хорошо, что буря была в спину — помогало ехать. Под утро заночевали под навесом, который одиноко стоял в пустыне.

Техника безопасности

Что нужно знать, отправляясь в Африку? Первое и самое важное – сделать прививки. В Африке вас вряд ли кто-то попросит показать справку, но делать их необходимо ради собственной же безопасности

Поэтому приехав, нужно посмотреть в аптеке, какими лекарствами и антибиотиками можно вылечить сонную болезнь и малярию, и прямо на месте купить их.

Также как не все малярийные комары являются переносчиками малярии, мухи цеце, укус которых вызывает сонную болезнь, могут и не заразить вас. Нас троих укусили мухи, но, к счастью, все обошлось. Просто внимательно относитесь к своему самочувствию, потому что сонная болезнь вначале очень напоминает простуду.

Кстати, в Африке не рекомендуют носить белое и черное: эти цвета привлекают мух цеце. Лучше ходить в чем-нибудь желтом, красном или синем. Желательно также не носить сланцы, а ходить в высоких армейских ботинках из-за обилия змей, скорпионов и всякой неприятной живности под ногами. Исключение – туристические места, где можно позволить себе более легкую одежду. Тщательно планируйте маршрут, но при этом будьте готовы к тому, что все может пойти кувырком, если в дороге сломается автомобиль, как это было с нами. В Африке нет зимы и лета, там есть сезон засухи и сезон дождей. Самое лучшее время для поездки – в межсезонье, когда много зелени и животных. Это конец февраля – март, либо осенью, в октябре-ноябре.

Прогулки по Кейптауну

Пару раз мы самостоятельно прогуливались по Кейптауну. В районе, где живут мои новые родственники, почти нет тротуаров, но и машины проезжают редко. Около домов разбиты красивые цветники с малопонятными растениями. Редкие прохожие, независимо от того, белые или чёрные, улыбались и говорили нам «Hello!» Быт и нравы этого района напоминают какую-то благоустроенную деревню.

Мой следующий рассказ о том, как проходит свадьба в Южной Африке.

Свои путешествия я организую с помощью этих сайтов:

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik
  • туры — Travelata и YouTravel.Me

Пейзажи и портреты

В поездке нас сопровождал следопыт-этнограф, который каждый день давал five o’clock tea и вещал на разные темы. Мы проехали пять стран: ЮАР, Ботсвану с ее сафари, Зимбабве с водопадом Виктория, Замбию с водопадами в Касаме и Танзанию. И несколько климатических поясов, от мыса Доброй Надежды, где в июле зима и в купе стелют электрические матрасы, до экватора, где всегда жара.

C моста на границе Замбии и Зимбабве – лучший вид на водопад Виктория

Все страны очень не похожи друг на друга, да что там, в зависимости от того, где находишься, даже колеса стучат по-разному. А если на границе между Зимбабве и Замбией вы решите принять ванну, как сделала я, то будьте готовы, что останетесь сидеть в ней без воды, лишь тронется поезд, – в Замбии очень старые железные дороги, разная ширина рельсов, шпалы плохо уложены или вообще отсутствуют, и из-за этого вагоны шатает до полного выплескивания воды из ванны. Граница между странами проходит прямо посередине моста над рекой Замбези, откуда открывается лучший вид на водопад Виктория. Любители острых ощущений, в числе которых оказался наш друг, занимаются тут банджи-джампингом, то есть прыгают с моста в ущелье.

Первые бегемоты появляются в реке Замбези

Самый крупный в мире водопад Виктория еще и уникален в отличие от своих собратьев по масштабу – Ниагарского или Игуасу: полгода его просто нет из-за засухи. В эти месяцы становятся видны круглые ванны натурального происхождения, обычно скрываемые падающей водой и, кстати, созданные ею же.

Помимо водопадов, Замбия известна еще и тем, что это одна из беднейших стран в районе Черной Африки. Какие рельсы и шпалы – речь идет о выживании. Как заметил мой муж, слоны и львы в Замбии есть, а бродячих собак нет: им нечем питаться. Тем сильнее на этом грустном фоне меня поразили манеры местных малышей: девочки так трогательно делают книксены, благодарят за пустяковые угощения, фрукты или печенье, что слез не удержать.

Водопад Виктория

Дама сдавала в багаж

К путешествию под нескромным названием Rovos Rail: The Most Luxurious Train in The World (билеты на этот поезд, между прочим, надо заказывать за пять лет вперед, во всяком случае, в такое купе, как было у нас, занимавшее полвагона) мы подготовились основательно, в итоге багаж составили двадцать чемоданов на четверых, среди которых были даже шляпные коробки. Мы взяли костюмы для сафари, костюмы для водопада Виктория, стилизованные пробковые шлемы, вечерние платья, смокинги, все. Даже захватили из России икру. Русские любят путешествовать именно так. Выглядели мы очень живописно, развлекали своим видом попутчиков и угощали их икрой и водкой. А как иначе? Мы же ехали сквозь бывшие колонии на настоящем поезде ар-деко.

Настоящие рельсы в Замбии – просто они очень кривые

Автостоп и путешествие с палатками

Автостоп в Африке очень хороший, главное — надо заранее предупредить, что вы хотите проехать бесплатно. Надевайте старую одежду — это поможет убедить водителей, что вас нужно везти бесплатно.

Ночлег в основном мы искали на Couchsurfing, он в Африке работает отлично. Если не удавалось найти хостов, вечером мы отъезжали за двадцать-тридцать километров и ставили палатку. Если вы встаете ночью с палаткой, проверьте, чтобы рядом не было железнодорожных путей. Выскакивать ночью из палатки от того, что на тебя мчится поезд — жутко, мы проверяли. Деревья в Африке колючие, берите с собой перчатки, если планируете разводить костер.

Если учесть вышеперечисленное, есть большие шансы вернуться домой здоровым, довольным и с чемоданом впечатлений. Мы путешествовали по Африке восемь месяцев в рамках кругосветного путешествия и влюбились в Черный Континент всем сердцем за его искренность и (пока еще) неиспорченность. Ради Африки мы оставили работу и ничуть не пожалели.

Авторы: Виталик и Леся, ребята, которые в один день оставили свои работы и прокатились вокруг света с палаткой, а теперь путешествуют уже втроем с ребенком. Больше историй про Африку на сайте hellofriendproject.ru, телеграм-канал@hftravel.

Времена суровые, туризма почти нет, доходов для таких проектов, как наш — тоже. Надеемся на поддержку читателей, чтобы писать о путешествиях и открытии границ чаще и больше. Спасибо!

Самый простой способ поддержать нас — подписаться в соцсетях: телеграм-канал, , Фейсбук, , Инстаграм.

Если же наш контент как-то помог вам (например, сэкономить деньги), то мы будем рады, если вы сможете поддержать нас рублем! Это можно сделать на «Патреоне» или единоразово через вот эту форму: 

*Apple Pay & Google Play работают.

Ферма в Малом Карру

Из городка мы отправились на ночлег на ферму, расположенную в долине Малого Карру (полупустыня такая). Весной в этом Карру всё цветёт, и на пустыню оно совсем не похоже. Хозяев фермы (а это были потомки шотландцев, бежавших в своё время от английского гнёта) я не заметил. Зато нас встречали добродушные псы, которые были очень рады любому знаку внимания с нашей стороны. Говорят, это собаки-змееловы, к змеям они беспощадны, а белых людей очень любят.

старая ферма

Эта чудесная ферма, пейзаж которой вызвал у меня ассоциации с Австралией, была единственным местом в ЮАР за время нашей поездки, где было много насекомых и было жарко. И ещё нам не рекомендовали выходить из помещения ночью, поскольку там много ядовитых змей. Но нам и не надо было никуда выходить – все удобства, включая ванну, расположены в помещении.

Африка: что нужно знать перед посещением жарких мест?

 Отправляясь в чужую страну необходимо четко понимать, с чем там придется столкнуться. Особенно это касается стран Африки. Экзотические флора и фауна континента оставят путешественникам массу впечатлений на всю жизнь, однако если не принять определенные меры, отпуск превратится не в удовольствие с положительными эмоциями, а обернется головными болями.
 
 Перед поездкой обязательно нужно поставить все необходимые прививки, особенно от малярии и сонной болезни. Малярию переносят комары, которых в Африке очень много, возбудителем сонной болезни является муха це-це. Интересно, что этих насекомых особенно привлекает одежда черного и белого цветов, поэтому, оказавшись в Африке, лучше одеваться ярко: желтые, красные, зеленые оттенки помогут отпугнуть насекомых.
 
 Желательно отказаться от сланцев, легких тапочек и заменить их высокими ботинками, так как в траве много змей и скорпионов. Необходимо также заранее оформить медицинскую страховку.

Жилье и еда на солнечном материке

 Следует учесть, что жилье в Африке довольно дорогое. Особенно, если бронировать лодж — это благоустроенные домики для туристов, в них есть все необходимое, и, как правило, такие домики собраны на одной защищенной территории и останавливаться в лоджах наиболее безопасно. 
 
 Однако те, кто предпочитает экономить, могут поселиться в кемпингах или сами поставить палатку на специальных для этого территориях. Но, стоит учесть, что ночи в Африке довольно холодные и влажные. Кухня в Африке, конечно, тоже очень специфическая. Желательно заранее позаботиться о своем здоровье и пополнить аптечку препаратами для нормализации пищеварения, и, конечно, не употреблять в пищу продукты, в безопасности которых нет полной уверенности.
 
Вообще меню африканцев по большему счету состоит из мяса, видов его здесь невероятное множество, при том самые экзотические, например, мясо зебры, антилопы и даже крокодила. Обычно его жарят или запекают

Вегетарианцы должны обратить внимание на невероятное количество различных видов фруктов

Но, особенно важно позаботиться о питьевой воде и купить ее при первой возможности в большом количестве, так как другая возможность может представиться очень не скоро

Полезные советы путешественникам

 Пожалуй, вопрос, который беспокоит путешественников в первую очередь — это поведение животных. На самом деле, самыми опасными являются бегемоты, потому что они могут убить человека без каких-либо действий с его стороны. Другие животные, как правило, нападают, только если чувствуют опасность для себя или находятся на охоте. 
 
 Выход есть, местные жители советуют туристам не выходить из машины, в заповедниках за это даже выписывают штрафы. К машинам звери привыкли и не ассоциируют их с опасностью или едой. Желательно не передвигаться по Африке по ночам, потому что большинство животных активизируется именно ночью.

 Даже выполнив все необходимые рекомендации, нельзя быть уверенным в том, что путешествие окончится благополучно. Именно поэтому тем, кто все-таки решил ехать в Африку нужно постоянно быть настороже и готовыми к различным непредвиденным обстоятельствам. 

Как пройти границу

Находясь на границе, тоже нужно следовать определенным правилам, но обо все по порядку. Для начала нужно изучить ситуацию на различных пограничных пунктах. Дело в том, что самый короткий путь может оказаться далеко не самым быстрым. Чаще всего самые близкие пограничные пункты также и самые загруженные. Возможно, стоит проехать лишний час, нежели потерять несколько на границе… Самый популярный польский пограничный пункт – «Варшавский мост» в Бресте, и можно, например, поехать через «Берестовицу» или «Домачево».

На самой же границе лучше ничего не снимать и не фотографировать, за это можно получить штраф. На украинской границе могут даже попросить отключить видеорегистратор, хотя обычно их не трогают.

Находясь на территории пограничного пункта, необходимо строго следовать правилам дорожного движения: останавливаться перед всеми «стоп», «контроль» и прочее, даже если они находятся всего в паре метров друг от друга. Также нельзя игнорировать светофоры, пересекать сплошную, самовольно менять ряд и так далее. Особенно за этим следят на польской границе. Если вы все-таки нарушили какое-либо правило, признайте свою ошибку, извинитесь и пообещайте так больше не делать – в большинстве случаев такой подход помогает избежать штрафа, размер которого – примерно 150 злотых.

Что же касается пешеходов на границе, то здесь также есть свои запреты. Если вы находитесь в «межграничной» зоне, вы не можете выходить из машины ни погулять, ни покурить, ни в туалет. Например, вы прошли украинскую границу, а на польской только ждете оформления – в такой ситуации покинуть машину можно только по просьбе инспектора.

Ну и, конечно, нужно изучить правила ввоза для каждой страны, найти их не составит труда. Разговоры о том, что нужно съесть всю колбасу, сыр и йогурты – в этом случае вовсе не шутка. Тем же, кому необходимое особое питание и особая диета, необходимо иметь при себе специальную медицинскую справку, подтверждающую это. Запрещенные продукты или «превышение нормы» на границе просто выкинуть в мусорку нельзя: в лучшем случае вам придется вернуться на территорию предыдущего государства, избавиться там от продуктов и снова отстоять всю очередь; в худшем – заплатить все пошлины и штрафы.

Про транспорт

Мы ездили большой компанией, брали три джипа без гидов и сопровождения, так и колесили по африканским странам сами по себе. Приятно удивила бесперебойная сотовая связь. Телефоны работали везде, даже в самых захолустных уголках. Иногда, правда, сервис смс был недоступен, но это не самая нужная опция в пути.

Для тех, кто едет первый раз и боится экстрима, можно взять автомобиль с гидом. Вообще же среди тех, кто едет в Африку, все, как правило, готовы к экстриму. Если у человека в крови любовь к сильным эмоциям, то Африка ему понравится. Если он привык к комфорту и безопасности, то, однозначно, туда лучше не ехать.

По Африке лучше не передвигаться ночью: если ночи холодные, многочисленные звери идут к дороге на ночлег, чтобы погреться на теплом асфальте, поэтому животных на дороге бывает очень много. Ранним утром на асфальте накапливается конденсат, создается высокая влажность, которая манит мающихся от жажды зверей, они подходят к дороге и пьют из луж.

Ночью к тому же трудно разглядеть крупных животных на дороге. Слона, к примеру, вообще не видно, поскольку фары автомобиля его не отсвечивают. Его можно увидеть лишь метров за двадцать, как в известной фразе, что слона-то легче всего и не заметить. Кстати, на бампере всех местных фур закреплен «кенгурятник» для смягчения удара от столкновения со слоном.

Может случиться так, что автомобиль сломается прямо в пути. Мы потеряли почти сутки, пока местные чинили машину, и в итоге пришлось ехать к месту ночлега в ночи. Это опасно не только из-за животных, но и из-за того, что движение во многих африканских странах не правостороннее, а левостороннее. И если по привычке уйти вправо, можно попасть на встречную полосу. К тому же местные водители грузовиков любят светить дальними фарами. Подозреваю, что это либо странная особенность местного приветствия на дороге, либо они так предупреждают об опасности.

Правила безопасности

Африка отличается от других регионов своим своеобразным гастрономическим микроклиматом, который путешественник должен обязательно учесть. Местные жители могут поглощать африканскую пищу, чуть ли ни прямо с земли, однако приезжим этого делать не рекомендуется, если только не была поставлена цель подхватить кишечную инфекцию.

Весьма разумно было бы заранее сделать прививки от вышеупомянутых инфекций, и захватить с собой аптечку, в которой кроме средств от простуды и расстройств желудка обязательно должны быть и препараты против малярии, которая в Африке столь же распространена как в Европе насморк.

В обязательном порядке следует отказаться от употребления воды из-под крана и на улицах. Пить в Африке можно только бутилированную воду. Любой добавляемый в напитки лед может иметь какое угодно происхождение, поэтому от него тоже следует отказаться.

Пробовать еду в уличных закусочных могут разве что экстремалы и местные жители, поэтому те, кто путешествуют семьей, ни в коем случае не должны поддаваться на уговоры своих отпрысков, клянчащих что-то красивое, экзотическое и ароматное.

Кстати, алкоголь в Африке, который подают в отелях, работающих по системе «все включено», не стоит рассматривать как дезинфицирующее средство. Напротив, им и самим можно легко отравиться – случаи уже были.

Поэтому спокойно есть можно только в таких заведениях, как, например, входящие в международную систему гостиничной классификации отели. Как показывает опыт, это самый безопасный вариант. Если же такой возможности нет, любое блюдо следует подвергать интенсивной термической обработке, а фрукты – обязательно мыть и, желательно, обдать кипятком.

Увлекательное путешествие по родным просторам: популярные маршруты

Ханты-Мансийск и Ингушетия, Байкал и Приэльбрусье, Урал и Дальний Восток, Сахалин и Кольский полуостров, Калмыцкая степь и Алтай ждут своих туристов. Увлекательные маршруты, в зависимости от расстояния, могут занимать от 1 до 10 дней. Путешествие будет безопасным, если заранее продумать все тонкости поездки. Прежде всего, надо определиться с направлением и выбрать маршрут.

  1. Поездка по Кольскому полуострову из Мурманска займет 4 дня. В дорогу лучше всего отправляться в конце лета или в начале осени. На маршруте находится село Териберка, которую показывали в нашумевшем фильме – «Левиафан». Купальня водопада «Красивый» позволяет освежиться, а подъем в горы кружит голову. Чтобы избежать поломок на каменистой дороге, надо иметь в запасе шины Гудиер.
  2. В Республике Алтай огромный потенциал для отдыха. Даже однодневная поездка от Кату-Ярык до Балыкчи принесет удовольствие. Сезон можно выбирать любой, если за рулем автомобиля опытный водитель. Горные вершины опоясаны крутым спуском, который ведет в долину реки Чулышман.
  3. От Астрахани до Элисты раскинулась Калмыцкая степь. В течение 5 дней можно проследовать по «Великому шелковому пути», а завершить поездку осмотром Золотой обители Будды. Главная статуя в ней имеет высоту 9 метров.
  4. В августе можно посетить Сахалин. Пятидневное путешествие позволит ближе рассмотреть природу края, полюбоваться безбрежным океаном, ущельями, лесами, вроде джунглей.
  5. На Дальний Восток можно добраться на автомобиле в марте. В этом месяце ледовая переправа достаточно крепкая и нет опасности уйти под воду со всеми пожитками и машиной. По рекам Лена и Алдан путешественники добираются до Сасырского перевала, откуда начинаются увлекательные приключения.

На Южном Урале есть интересные места, имеющие неожиданные названия. Нет необходимости посещать Европу, чтобы побывать в Париже или Варне. Также туристов, как магнитом, тянет в Аркаим – место силы и цитадель древней цивилизации.

WhatsApp в режиме офлайн

У нас было два пауэрбанка, телефон работал в режиме карты, плеера и фотоаппарата, и этого хватало где-то на неделю, а раз в неделю розетку найти было реально. Для GoPro везли кучу батареек, которые меняли, как патроны.

Местные сим-карты мы не использовали, так что часто по несколько дней оказывались не на связи. Но мы заранее об этом предупреждали родных, и те могли следить за нами по своим картам.

Общались мы через WhatsApp: обычно в режиме офлайн я записывал монологи, и, когда появлялся интернет, они отправлялись. Родственники делали так же: отправляли мне большие записи, по 10–20 минут, потом я эти сообщения загружал, брал наушники и слушал в дороге.

Мыс Доброй Надежды и Кейп-пойнт

После этого мы поехали на одно из культовых здешних мест – мыс Доброй Надежды. Туда ведёт отличная дорога, проложенная среди «буша», зарослей разных лиственных и хвойных кустарников. По случаю весны всё цвело, особенно красиво — протея или, по-местному, прития. По пути у дороги видели стаю диких обезьян бабуинов, «бабун» на африкаансе. Они выходят на трассу в надежде поживится чем-нибудь у проезжих. Но окна и двери в машинах открывать не рекомендуется – твари весьма агрессивны.

Мыс Доброй Надежды – это самая известная южная точка Африки. Но сам мыс невыразителен, почти незаметен.

Несравненно больше впечатляет расположенный рядом скалистый Кейп Пойнт, «мыс встречи» по-русски, где встречаются Атлантический и Индийский океаны. Именно тут стоит маяк мыса Доброй Надежды, туда ведёт живописная пешеходная тропа, проложенная по краю обрыва. А ленивые могут подъехать туда на красном автобусе. Около маяка стоит указатель, на котором написано, сколько км до какого города (Москва отсутствует). Хотя граница океанов – это людская выдумка, но здесь она имеет конкретное выражение, встречаются теплые воды Индийского и холодные – Атлантического океанов. Над Атлантикой стоит туман. Впереди только безбрежный океан, а за ним – Антарктида, откуда дует нешуточный холодный ветер. Воздух чист и хрустален, простор необъятный, ты на краю земли.

Кейп-Пойнт

маяк

Спустившись с Кейп-Пойнта, отправились на собственно мыс Доброй Надежды. По пути видели диких страусов и 3-х не менее диких антилоп, которых я из-за цвета и по близорукости принял сначала за львов. На мысе стоит знак «Мыс Доброй Надежды», вокруг которого в тот момент собралось большое количество вездесущих китайских туристов.

мыс Доброй Надежды

Вечером поехали ужинать в ресторан на берегу уютной бухты, отгороженной от океана 2-мя высокими горами. Между рестораном и заливом расстилался широченный пляж из белого песка, по которому в предзакатный час неспешно прогуливались люди. Никто не купался – ранняя весна. Мы сидели в помещении и поглощали вкуснейшую и очень дешёвую местную еду. Ужин из свежайших море-, или точнее, океанопродуктов, с вином стоит около 300 рублей на наши деньги. А когда закат окрасил горы последними лучами, я не выдержал и побежал фотографировать. Это же делали и многие другие. Уже в темноте мы вернулись в Кейптаун, полюбовались на него сверху и посмотрели на звёзды. Южного Креста я так и не увидел.

Киты

После ботсада мы поехали в городок Германус, к заливу, где в это время года киты рожают детёнышей. На небольшом кораблике мы сначала отплыли недалеко от берега, увидев мельком выныривающего кита – тут собираются самцы. Но больше ни один не показался, и мы поплыли к другому берегу залива, по пути повстречав нескольких морских котиков. Там, в нескольких сотнях метров от берега постоянно были видны огромные чёрно-коричневые спины. Это были самки, рожающие китят. Они то выныривали, то почти исчезали, то пускали фонтаны, то поднимали огромные плавники, то били хвостами. Киты действительно огромны, и это одно из самых больших впечатлений за всю поездку.

гавань города Германуса

Здесь мы простояли довольно долго, а потом поплыли обратно, и тут корабль окружили и долго плыли рядом дельфины. Их было штук 10, они то выпрыгивали из воды, то подплывали совсем близко, казалось, до них можно дотронуться, то отплывали подальше. Наконец они отстали, и мы поплыли к причалу. Нас в пути кормили и поили, это входит в стоимость экскурсии, около 3000 рублей. Это была самая дорогая экскурсия за всё путешествие. Обслуживали нас негры и цветные. А под конец откуда-то появился самый главный белый. Это типично: самые неквалифицированные работы выполняют негры, даже не юаровские, а иммигранты из других стран Африки, выше стоят местные чёрные, ещё выше цветные, а если возникают проблемы, то из-за кулис появляется белый хозяин и решает их. Так в среднем, но видели и белого бомжа, и очень хорошо одетых чёрных, покупающих товары в самых дорогих магазинах. Кстати, слово негр в ЮАР не обидное, ведь есть страны Нигерия и Нигер. А вот слово кефир говорить нельзя, нас предупредили, ибо кафр – это ругательное слово, типа «черномазый».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Небывалый техник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: