Каркасная церковь
А с утра опять дождь. Ну что за климат! Даже не верится, что вчера был такой чудесный вечер.
Решаем проехать побольше, тем более что прогноз на завтра более чем хороший — 28 градусов и солнце. Сегодня день туннелей. Какие только нам не встречались — и очень узкие и темные, где с трудом разъезжались две машины, и большие просторные с развязками, подсвеченными красивым голубым светом. Апофеозом «туннельного» дня оказался туннель на подъем внутри скалы. Туннель напомнил подземную многоэтажную парковку в городе Анси — едешь по спирали, выше и выше. Накрутили 7 или 8 кругов, прежде чем выскочили из туннеля уже где-то наверху горы.
К обеду дождь почти прекратился. Решили поразмять ноги и сходить на второй по величине водопад Норвегии, а заодно осмотреть Stavkirke (Каркасная церковь) — старинную деревянную церковь, которых в этих краях немало. Наша церквушка оказалась 1125 года постройки, вся почерневшая от времени, стоящая на деревянных столбах.
Вокруг церкви простирались промышленные малинники. Подкрепившись малиной, идем на водопад. Полчаса наверх, 20 минут вниз. Водопад действительно обрушивается вниз с 200-метровой скалы, увлекая свои воды в Согне-фьорд. Но близко к нему не подойти.
В кемпинг под ледником Нигардсбреен добрались в начале 7 вечера. На ресепшн нас встретили колоритная старушка, которая, кажется, не имела понятия ни об одном из европейских языков, кроме норвежского, да и про кредитные карточки тоже не слышала. К оплате она принимала только норвежские кроны. Хорошо, что у нас была местная валюта. Заселились. Кемпинг оказался полупустой и непривычно тихий, особенно после Одды.
С чего стоит начать путешествие по Скандинавии? Норвегия, фьорды.
Планируя путешествие по Скандинавии самостоятельно, обязательно включите в него поездку в Норвегию — на фьорды. Известно, что Норвегия – это страна, которая отличается от других стран своей необыкновенной природой. Для ее описания очень тяжело подобрать слова. Огромное количество фьордов создают атмосферу сказочного государства. Попадая в Норвегию, вы словно попадаете в один из фильмов о средневековых временах, где судна плывут по морским заливам, которые окружены высокими скалистыми горами или зеленными холмами. Фьорды расположены практически по всей территории Норвегии. Поэтому, каким бы ни был ваш маршрут по Скандинавии на машине, вам удастся встретить на своем пути великолепнейшие виды. Но все же есть несколько фьордов, которые нужно увидеть обязательно.
Дания и паром в Норвегию
Сегодня день рождения Полины, встречаем мы его в Дании. Здорово иметь день рождения летом и встречать его в разных местах или странах, хотя понимаешь это только во взрослом возрасте. Для Поли такое было в первый раз. Мы постарались порадовать ее, как могли. С утра небольшой квест — пригодились и московские заготовки, и шоколадные евро, купленные в кемпинг-магазине (вместе с трехпалым переходником и пакетом молока).
Неспешный праздничный завтрак с московскими сладостями перетек в прогулку по песчаным дюнам к морю. Попытка искупаться успехом не увенчалась — и море прохладное, и медуз много. В 10:40 покидаем гостеприимный кемпинг и держим путь на Скаген, и мыс Гренем, знаменитый тем, что там сталкиваются два моря – Северное и Балтийское.
Сначала по дюнам и зыбучим пескам, потом по длинной песчаной косе можно дойти до места, где волны двух морей, налетая друг на друга, образуют пенный клубок, вышвыривая на косу медуз и плавник. Это Скагеррак. Да, да, тот самый Скагеррак, о котором так здорово пел Юлий Ким: «… а в проливе Скагеррак, волны, скалы буераки и чудовищные раки…».
Неподалеку в песчаных дюнах можно увидеть церковь Den Tilsandede 1300 года постройки. По легенде церковь, построенная на зыбучих песках, однажды прямо во время службы начала погружаться в пучину песка. Правда, ее посещение показало, что церковь погрузилась всего на 1,5 метра.
Остальная часть красиво белеет над дюнами и по сей день. С сожалением покидаем красивый Скаген и едем в сторону Хиртехальса, откуда в 17:00 отправляется паром в Норвегию. Но до этого у нас еще обязательное деньрожденное посещение самого большого в северной Европе океанариума. С удовольствием поглядели на всевозможных рыб и морских котиков, и даже погладили ската и камбалу — они такие приятно шершавые на ощупь. Еще мы очень удачно попали на сеанс кормления рыб. Морские коровы терлись около кормящего их аквалангиста, как ручные собачки, открывали рты и выпрашивая очередной кусочек.
В кафе съели праздничную картошку фри и в 16:00 спешно рванули на паром. Учитывая опыт двух предыдущих посадок, приехали за 50 мин. В этот раз оказались практически последними. Хорошо, что билеты были куплены заранее. После нас запустили только две машины. Глядя на бескрайнюю толпу машин, уходящую за горизонт, мы заволновались, хватит ли нам вообще места. По тому, как машины забивали паром, опасения только крепли. Автомобили набились, как норвежские селедки в бочку, как и пассажиры. Сам паром оказался огромным катамараном.
Выйдя из порта, он понесся так, что нас качало и трясло. С трудом, придерживаясь рукой за все что можно, я добралась до магазинчика. Кассирша на мое замечание «сегодня что-то сильно штормит» бодро ответила, что сегодня отличная погода, а море спокойное, то ли еще будет. И оказалась права — за полчаса до прибытия началась такая качка, что «матроски» только и успевали бегать между рядами кресел с пакетами. Хорошо, что Поля в это время уснула.
В общем, 2 часа мучений, и мы в Норвегии. Еще полчаса до кемпинга, и вот мы уже задуваем свечки и попеременно откусываем куски от двух тортиков — шоколадного и лимонного. Ночь оказалась беспокойной, кемпинг жил активной жизнью часов до 2-х ночи. Зато с утра пораньше мы отыгрались — единственные встали так рано.
Стокгольм, Швеция
Утром мы проснулись уже в Швеции, а это значит, что часы перевелись на час назад. Обнаружили мы сей факт уже позавтракав и собравшись на выход — почему это паром запаздывает с прибытием? Но вот 10:15, паром торжественно причаливает к пристани. Нас встречает прохладное утро, хмурое небо и порывистый ветер. Здравствуй, Стокгольм.
Отправляемся смотреть город. Опять больше всего беспокоят парковки — и дорого, и просто нет. Покружив некоторое время около Гамлы, решаемся заехать на подземный паркинг. Дорого, но зато прямо около моста на остров.
Обещали Полине показать шапки гвардейцев около дворца и на тебе — вместо пушистых шапок невнятные кепки. Потом поняли, что шапки только зимой. Смена караула по-прежнему происходит в полдень под бой барабанов и торжественный выход королевской гвардии.
Толпа «кричала ура и в воздух чепчики бросала». На посту гвардейцы веселые и расслабленные — улыбаются, фотографируются с туристами, зевают и переминаются с ноги на ногу.
Мы побродили по улочкам Гамлы, купили магнитик и в 13:30 поехали дальше.
Прибыли к месту первой палаточной ночевки в 16:15. Кемпинг на берегу озера встретил нас низким небом, порывистым ветром и низко летящими облаками. Несмотря на ветер, было тепло. Ставим палатку и отправляемся купаться — ужин подождет. Пляж мелкий, песчаный, а вот волны прямо как на настоящем море. Напрыгались в волнах вволю, и к палатке — готовить ужин и отдыхать.
Маршрут путешествия по Финляндии
Sputnik и Tripster — интересные экскурсии в Финляндии на русском языке.
Что посмотреть во время самостоятельной поездки по Финляндии на машине? Большинство туристов начинают автотрип со столицы страны. Хельсинки — красивый и гостеприимный город. Несмотря на высокий статус, он отличается спокойной атмосферой и размеренным темпом жизни.
Летом можно посетить местные пляжи, которые расположены на берегу реки Вантаа и близлежащих островах. Основные достопримечательности Хельсинки находятся в центре города. Это Сенатская площадь, лютеранский и православный кафедральные соборы, памятник композитору Сибелиусу, музей современного искусства Киасма, церковь в скале Темппелинаукио и морская крепость Свеаборг.
(Фото: insouciance / flickr.com / Лицензия CC BY-SA 2.0)
Ценители уникальной архитектуры, финской мебели, живописи и изделий из стекла из Хельсинки отправляются на запад Финляндии — в Сейняйоки. Дорога туда занимает чуть больше 4 часов (360 км). Город Сейняйоки раскинулся в живописной долине реки и известен благодаря большому архитектурному комплексу. Его спроектировал знаменитый архитектор Алвара Аалто, которого часто называют отцом модернизма Северной Европы. Комплекс включает шесть зданий и колокольню высотой 65 м.
В 3,5 км от городского центра, на месте богатой дворянской усадьбы находится парково-музейная зона Тёрнявя. Поездку на машине в Финляндию хорошо подгадать к одному из популярных праздников Сейняйоки: рок-фестивалю Provinssi, фестивалю танго, музыкальному фестивалю Solar Sound или фестивалю любителей рок-музыки и байков Vauhtiajot Race&Rock.
(Фото: jonathan rieke / flickr.com / Лицензия CC BY-NC 2.0)
На пути к Сейняйоки лежит Ииттала. В скромной деревушке находится одно из самых известных в стране предприятий по производству художественного стекла Iittala. Для туристов открыты цеха стеклодувной фабрики и музей стекла.
Рядом с Сейняйоки находится деревня Нуутаярви. История местной стеклодувной фабрики насчитывает более 225 лет. Это самое старое в стране стеклодувное производство, на котором мастера и художники создают уникальные изделия из цветного стекла. В здании бывшего пакгауза, построенном в XIX веке, открыт магазин, где продают сувениры и подарки из стекла.
Во время поездки по Финляндии на машине за 2,5 часа из Сейняйоки нетрудно добраться до города Йювяскюля, в котором много лет жил и работал архитектор Алвара Аалто. Для туристов открыт музей с изделиями из стекла, оригинальными светильниками и финской мебелью.
(Фото: unsplash.com / @stevenspassov)
«Язык тролля»
Сегодня восхождение на «Язык тролля». Выехали из кемпинга в 8:00, до парковки и начала маршрута около получаса. Как оказалось, мы успели в последний момент. Кроме нас на довольно вместительный паркинг влезло еще три машины. И все — парковку закрыли, а ближайшая находится в 5 км ниже по дороге.
Но мы успели! В 9:00 стартуем вверх. Первый километр пути — крутой подъем через лес. Учитывая вчерашний дождь, еще и очень грязный. Обогнали китайскую пару, грустно обтирающую свои светлые кроссовки белоснежными салфетками. Но дальше грязи было еще больше, а еще через километр стало легче — положе, чище. Встретился водопад. Поля на радостях так скакала около него, что свалилась и ободралась.
Следующие 3 км подъем еще довольно крутой, но по красивым большим покатым камням. Через 2 часа сделали привал на бутерброды. Набор высоты практически закончен, дальше 7 км небольших спуско-подъемов. Стали попадаться палатки — народ проходит полпути с вечера, ночует и с утра уже налегке бегает на «Язык Тролля». Ну а мы продолжаем подъем. Через 5 часов пути увидели наконец главную достопримечательность — еще полчаса, и мы на месте. Место культовое.
Чтобы сфотографироваться непосредственно на «Языке», нужно отстоять очередь минут на 40 (в нашем случае). Хотя все самые красивые фотки из путеводителей сделаны с соседней скалы. Пока фотографировались, пролетело полчаса. Начали собираться обратно, тем более, хотелось сварить еще горячий супчик. Отползли от «Языка» и, удобно устроившись за большими камнями с видом на озеро, пообедали. Обратный путь за минусом обеда занял 3,5 часа и обошелся без происшествий. На парковку вернулись к 19:30.
Мы прошли 22 км по маркировочным столбам, 25 км по GPS-треку и набрали высоту 1250 м. Маркировочные столбы с километражем, похоже, созданы для отвода глаз, чтобы туристы лишних километров не пугались. К чести Полины надо сказать, что детей примерно такого же возраста на маршруте было встречено всего трое, и то все русские.
По дороге в кемпинг купили себе замаринованного мяса — мы его заслужили. Палатка стояла, где оставили, а вот народу еще прибавилось. Распогодилось — так здорово было после трудного дня сидеть у палатки с видом на озеро, вытянув усталые ноги, жарить мясо, пить красное вино и смотреть на закат.
Паром на Стокгольм
Новый день встретил ослепительным солнцем, что, конечно, сподвигло нас завтракать и искать путешествия. Утреннюю прогулку мы начали с подъема на холм, смотровой площадкой и крепостными стенами. В русском православном храме попали аккурат на службу.
Постояли, послушали красивое пение. День начался хорошо. На смотровой площадке с видом на старый Таллинн главной достопримечательностью оказалась жирная чайка, которая, поворачивалась к туристам то одним боком, то другим, чистила перья и позировала, как могла.
Три часа пролетели как одна минута. Пора сдавать номер. Закинув вещи в машину, направились в город. Морская погода переменчива — только светило солнце, и вдруг нахмурилось и закапало, а потом и ливануло. Туристы бросились по ресторанам, а мы мужественно открыли зонтики. Надолго нас не хватило, да и ресторанчик по пути подвернулся уж больно симпатичный. Обед удался, начиная от копченой селедочки, медвежьих и лосевых (не путать с лососевыми) колбасок, заканчиваем бокалом доброго красного вина.
Тяжело переваливаясь, выбрались из ресторана и направились к машине — пора в магазин и порт. Машин в порту много, паромов тоже. Спрашиваю на регистрации, куда ехать, чтобы не потеряться. Дают шведский флажок: «повесьте на зеркало, вам и подскажут». И верно, мальчики в жилетках руками указывали, кому куда ехать. В общем, добрались до парома, встали в очередь и уже к пяти часам погрузились.
Оставив нашего «лесничего» дремать в чреве корабля, отправились бродить по многоэтажному городу-пароходу. Наш «круиз» до Стокгольма начался. Надо сказать, что уже через час многим хотелось сбежать от бродящих толп народа в каюту и закрыть поплотнее дверь. Да простят меня любители круизов.
Молде
С утра пораньше решили-таки заехать в поселок Гейрангер (Geiranger) посмотрет, что там делают большие пароходы. Оказалось, ничего не делают, так как кроме ресторанчиков и сувенирных лавок там ничего нет. Ну мы тоже без сувениров не остались.
Едем дальше в сторону провинции Ромсдал (Romsdal), точнее, города Молде (Molde). По пути проезжаем «Дорогу троллей» — очень туристическое место. Все там останавливаются, чтобы пройти по красиво устроенным дорожкам, выйти на смотровую точку, попить кофе, съесть мороженое и закупить сувениров.
К обеду добрались до прибрежного городка Молде.
Там нам наконец удалось купить разнообразную рыбу. Сегодня никаких супчиков, да здравствует рыбный вечер. Просто удивительно, как это в рыбной стране, ну совершенно не продают рыбу (вакуумные упаковки в супермаркетах не в счет). Немного подпортила вечер неожиданно нагрянувшая туча, с громом, молниями и дождем. Но туча умчалась, солнце выглянуло, и рыба от этого совершенно не стала хуже.
После ужина Поля и Андрей отправились кататься по заливу на педальном катамаране, а я любовалась вечерним морем, удобно устроившись в мягком кресле Helinox, уплетая свежую рыбу-гриль, потягивая Chablis и закусывая все это клубникой. Если где-то сегодня на земле оказалось райское место — то это здесь!
Люсе-фьорд и утес Прекестулен
9:00, выезжаем с кемпинга в сторону Люсе-фьорда. Правда, сначала муж поставил не ту точку в навигаторе, но недоразумение быстро обнаружили, и был взят верный курс.
Через 2 часа мы остановились на заправке — заправить машину и самих себя, а заодно и помыть изрядно запылившегося железного коня. Пока мы с Полей покупали сосиски, Андрей заехал на автомойку (такую со щетками, как из «Брильянтовой руки»), оплатил и стал ждать, когда он заработают. Ждать ему надоело быстро, и он на всякий случай нажал большую красную кнопку. Как впоследствии оказалось — аварийную. Щетки не заработали, а мы пошли на поклон к работникам заправки. Мальчик, босниец по происхождению, сказал, что не стоило нажимать аварийную кнопку и перегрузил автоматику. Пока мы с аппетитом кушали сосиски, щетки вымыли машину вдоль и поперек.
Чистые и сытые едем дальше. Очень удачно успеваем на паром и уже в 13 часов заселяемся в кемпинг около Прекестулен (Preikestolen), что в переводе означает «кафедра проповедника». Ставим лагерь, обедаем, и почти сразу начинаем подъем на утес. По путеводителю 2 часа пути и 4 км пути.
Набор высоты 600 метров. Дорога несложная, крутые подъемы чередуются с ровными участками. Каждые 50-100 м стоят столбики с указанием, сколько прошли и сколько осталось. Ближе к утесу рельеф выполаживается — последний километр идем по гладким плоским камням.
И вот он, утес Прекестулен! Ощущение края мира
Это отвесный обрыв, уходящий куда-то бесконечно вниз, а ты птица, стоящая над пропастью, впереди только море и небо — расправь крылья и полетишь. Но люди «не летают, как птицы», остается только подползти на брюхе к краю обрыва и осторожно заглянуть в бездну
Вечернее солнце пробилось сквозь тучи и на несколько минут залило утес золотом. И все. Луч погас, а нам пора обратно. 1час 45 минунт наверх, 1 час 15 минут вниз, 45 минут на утесе. К 7 вечера вернулись в кемпинг — вовремя. Только успели поужинать, как разверзлись хляби небесные, и на мир обрушился ливень. Оставалось только заползти в палатку и погрузиться в бесплатный Wi-Fi, а затем и в сладкий сон под шум дождя.
Прохождение границы
Для въезда в Финляндию туристам нужна шенгенская виза и загранпаспорт со сроком действия не менее 3 месяца на дату окончания поездки. Отличия: анкету заполняют онлайн, а страховку покупают у страховой компании, аккредитованной в посольстве, причем она должна начинаться в день подачи заявки на визу.
Обычно финский шенген оформляют за 6-9 дней. Он стоит 35 евро плюс 26,75 евро за консульский сбор. Экспресс-визу делают за 70 евро. Узнайте, как получить визу в Финляндию.
Пересечь границу можно в нескольких местах. Четыре пункта работают круглосуточно: Светлогорск-Imatra, Торфяновка-Vaalimaa, Брусничное-Nuijamaa и Вяртсилля-Niirala. Погранпереходы в Салла-Salla и Люття-Vartius открыты с 7:00 до 21:00.
Больше всего машин на границе скапливается по выходным, в предпраздничные дни, а также в 9:00 и с 15:00 до 16:00. Процедура пограничного контроля занимает от 0,5 до 1 ч, если нет большого наплыва транспортных средств.
Карта пограничных пунктов
В 2021 году туристы, которые едут в Финляндию на машине, на границе представляют для контроля пакет документов:
- загранпаспорт с действующей визой;
- водительские права;
- паспорт ТС;
- полис Green Card;
- доверенность на машину;
- для детей — загранпаспорт;
- для собаки — ветеринарный паспорт.
Во время поездки в Финляндию на машине можно иметь водительское удостоверение и международного, и российского образца. Если Green Card нет, полис придется купить на границе. Однако это обойдется дороже — в 100 евро.
Что нужно знать о поездке в Финляндию на машине и как подготовить авто:
- Запрещен въезд с целиком тонированными стеклами и использование светозащитных пленок. Ветровое стекло должно пропускать свет как минимум на 75%, а боковые стекла — на 70%.
- В зимние месяцы в страну пускают только на шипованной резине, а с весной, летом и осенью — на летней. Не пропускают машины, которые имеют разные шины на одной оси, а также автомобили, имеющие одновременно шипованную и нешипованную резину.
- На погранпункте обязательно проверяют, нет ли протечек бензина и масла, исправность фар, тормозов, рабочее состояние брызговиков и рулевого управления. Вмятины, ржавчина или необычный тюнинг автомобилей никого не интересует.
- Кроме бензина в баке, разрешено провозить не более 10 л топлива в канистре. Это должно быть топливо, аналогичное тому, которое используется для заправки машины.
Прохождение границы Финляндии. Советы
Как спланировать индивидуальный тур в Скандинавию
Прежде всего, нужно прикинуть примерный план путешествия, в зависимости от этого определиться и с его продолжительностью. Скажем, если вы хотите побывать во всех скандинавских столицах, то вам потребуется как минимум 9—10 дней, если хотелось бы захватить ещё и фьорды, то рассчитывайте уже на 13—15 дней.
Если вы пожелаете совершить полноценное автопутешествие по всей Скандинавии с посещением всех туристических изюминок — меньше, чем за 3 недели, эту затею не реализовать.
Далее решаем, какие именно страны и города представляют интерес, и определяемся с начальной и конечной точками поездки (например, вы можете приехать в Стокгольм, а улететь из Осло). После этого нужно выбрать отели и определиться с программой экскурсий.
О стоимости
Стоимость индивидуальных туров в Скандинавию — вещь очень субъективная и зависит в первую очередь от ваших привычек и пожеланий, поэтому точную цену путешествия заранее озвучить практически невозможно. Однако существуют неизменные составляющие тура, относительно которых вы сможете прикинуть, в какую сумму обойдётся вам самостоятельная поездка в Скандинавию, о некоторых из них и расскажем.
С чего начинается путешествие? Правильно, с транспорта. Из Москвы или Санкт-Петербурга до Хельсинки курсирует прямой поезд, дорога займёт от 8 часов, если вы едете из Северной столицы, до 14 часов, если пункт вашего отправления — Москва.
Если маршрут вашего путешествия начинается с Осло, то попасть туда вы сможете также на поезде, поездка занимает от 7 до 10 часов. Когда ваше путешествие завершается, вернуться домой можно самолетом или поездом через Швецию и Финляндию.
Дорога в Швецию
Выехали в 8:45. До предполагаемой ночевки уже в Швеции 600 верст. С грустью провожаем убегающие назад горы, фьорды, туннели. Впереди плоско-унылая Швеция, похожая на карело-финские пейзажи. До свидания, Норвегия!
После границы сделали привал во мхах. Там же обнаружилось озеро, в котором для бодрости искупались перед дальней дорогой. На ночевку приехали в 18.30. Очень красивый кемпинг. Палатку поставили прямо на берегу озера.
Сегодня нас снова ждет Стокгольм. До него 4 часа пути. Планируем сходить в Юнибакен — музей, посвященный творчеству Астрид Линдгрен и других норвежский писателей. Музей сделан отлично, но Поля его уже переросла, к сожалению. Еще раз погуляли по Стокгольму.
10 дней назад был ветер и холодно, а сейчас +30 и солнце — два разных города. Вечером на паром. Курс на Турку.
Швеция, Стокгольм
Самый большой город, который расположен в самой большой стране Скандинавии – это Стокгольм. Столица одного из самых экологичных уголков мира. Шведы известны своим трепетным отношением к природе и своему существованию в ней. Поэтому попав в этот город, вы увидите, что огромное количество людей предпочитают пешие прогулки или перемещение по городу на велосипедах, особенно в старом городе, так как улицы в этом районе очень узкие. Если вы путешествуете по Скандинавии на машине, то в Стокгольме можете забыть о ней и посвятить время пешим прогулкам по городу.
В Стокгольме находится много старинных зданий, в том числе Королевский дворец, в котором с начала 13 века живут члены королевской семьи. Именно в этом городе ежегодно проводится вручение Нобелевской премии в городской Ратуше, к которой для туристов осуществляются экскурсионные прогулки.
В столице Швеции очень много музеев, самые популярные из них – это музей под открытым небом Сканса, где вы увидите сохраненные старинные мельницы, небольшие строения, промысел и ремесла древних шведов. Заслуживает внимания и музей писательницы Астрид Линдгрен, которая написала замечательную книгу для детей «Путешествие Нильса с дикими гусями», так же краеведческий и исторический Северный музей, в котором расположены выставки прикладного искусства шведов и народных промыслов.
Псков
Стартовали в 5:10 из Апрелевки и вскоре понеслись по отлично сделанной «Новой Риге» по такому маршруту. Подремав по очереди в машине, уже в 9:15 остановились на заправку где-то в окрестностях Великих Лук. После поворота с трассы М11 на Псков въехали в грозовую тучу, и через несколько минут по стеклам машины застучал самый настоящий град. И это в середине июля! Но машина быстрее тучи, и град остался позади, а впереди показались величественные стены Псковского Кремля.
14:00, мы на месте. На спидометре красивое число 777 км — значит примерно столько от нашей дачи до центра Пскова. Правда позже, уже гуляя по городу, мы нашли верстовой столб с указателем до Москвы 685 км.
Псков нас встретил солнышком, правда подозрительно порывистый ветер предвещал приход дождевой тучи, должно быть той самой, что мы встретили по пути.
Забегая вперед, скажу, что туча все-таки посетила Псков, пролилась летним ливнем и умчалась дальше. А пока светило ласковое солнце, и мы, с удовольствием разминая ноги, отправились осматривать Псковскую крепость. Первым делом наткнулись на киногруппу в костюмах тысячелетней давности, весьма уместно смотрящихся на фоне 20-метровых крепостных стен.
Поглазев на кинопроцесс и традиционно отметившись в Троицком соборе Кремля, уже собрались обойти стены по периметру, как вдруг дочку Полю укусила оса. Но обойти вокруг Кремля мы все-таки успели, и с первыми каплями дождя уселись в кафе на берегу реки. Пока мы насыщались, дождь прошел, и вечер завершился неспешной прогулкой по городу.
Гетеборг
Встали в 6 утра. Пока не перестроились на местное время — удобно. 8:45, выехали в сторону Гетеборга. Около 12:00 мы были на месте. Паркуемся очень удачно — рядом с портом и старым городом.
Паром в 16 часов, так что времени предостаточно. Прогулялись по городу, сфотографировали «Бронзового» (даже двух), а вот «Деревянного» не нашли. Зато зашли на рыбный рынок и на радостях наелись шведской селедки разного посола. Даже Поля снизошла до пробы местной рыбы.
Отметим, что хлебная булка все-таки вкуснее. Особого впечатления Гетеборг не произвел, кроме как большое количество мусульман — то ли беженцы, то ли здесь всегда так. А паром опоздал с отплытием на 15 минут. Весь путь до Фредериксхавна занимает 3 часа , так что никаких кают не предусмотрено. Постарались сразу забиться в бар с видом на море и спокойно отдохнули, попивая вино и читая-играя. Кстати, контроль безопасности на всех паромах отсутствует.
Дания нас встретила закатным солнышком и красивом кемпингом в песчаных дюнах на берегу моря.
Кемпинг в Одде
С утра дождь, все небо затянуто тучами. Не спеша завтракаем и отправляемся в кемпинг-кафе заряжать девайсы и пить кофе. Спешить некуда — в такой дождь все равно не погуляешь. Около 11 выезжаем в сторону Одды. Ехать вроде немного, но ограничения скорости 60-70 км/ч, камеры, да и объективно по таким дорогам быстрее не поедешь — крутые повороты, узкие дороги, да еще и паромы. Так что 200 км — это около 4 часа пути.
Первые 2 часа лил дождь, вылезать из машины не хотелось совсем, дальше стало лучше. По обеим сторонам дороги стали появляться водопады и смотровые площадки возле них. К одному из них прогулялись пешком и набрали воды — очень вкусная. Следующий водопад — Хардангер — как оказалось, место видовое, туристическое, даже стояла палатка с сувенирами и газировкой.
Размяли ноги, сделали кучу фоток и через час уже добрались до Одды. Время 17 часов, кемпинг довольно свободен, выбрали хорошее место для палатки и приготовили ужин. Но к 19 часам в кемпинге уже яблоку негде было упасть — народу значительно прибавилось. Похоже, «Язык тролля» — культовое место, требующее похода на целый день. Единственный кемпинг Одды просто не рассчитан на такой наплыв «спортсменов».
Гейрангер и Снежная дорога
9:00, выезжаем в сторону Гейрангера. Вообще, в Норвегии термин «выезжаем в сторону» весьма актуален — чтобы проехать 90 км на запад, нужно сначала проехать 80 км на восток, потом 100 на север, еще пару десятков километров на запад, потом еще немного на юг, снова на восток, опять на север.
Так и сейчас. Дорога на Гейрангер вела нас куда угодно, только не в направлении Гейрангера. Впрочем, что от нее хотеть — дорога под номером 55 туристическая, едешь и любуешься. Здесь много смотровых площадок с видом на водопады и Согне-фьорд.
В довершении через час пути, петляя и карабкаясь в гору, дорога вывела нас на перевал. Еще немного, и вот она — «Снежная дорога» во всей красе.
Каждые 200 метров карман с чудесными видами на снежные вершины и голубые озера – невозможно не останавливаться. Но все когда-нибудь кончается. Закончилась и «Снежная дорога». Мы в местном эко-поселении под названием Lom. Решаем пополнить наши запасы продовольствия, и — наконец-то — спиртного в Vin Monopolete (ох уж эти запреты на продажу алкоголя).
Попутно обнаружили еще одну старинную церколь (Stavkirke) 1160 года постройки и эко-тропу через подвесной мост мимо старинных домиков.
В 15 часов перед нами оказался знаменитый Гейрангер-фьорд. Решаем сразу в кемпинг — судя по чудесной погоде (+30 и солнце) в кемпинге на берегу море будет аншлаг.
Ставим палатку и идем купаться. Вода однако обжигает: +18. В море купались две семейные пары, которые говорили по-русски. Они подплыли к нам, мы разговорились. Оказалось, они ехали из Германии. Купаются в такой воде только русские, а привычные норвежцы бродят, подвернув штаны по щиколотку — дальше ни-ни.
Финляндия, Турку
Мы в Финляндии, в городе Турку. Паром пришел даже раньше обозначенного расписанием срока, так что в 7:30 утра мы уже громыхали по железному съезду корабельного причала. Остров Муми открыт с 10:00, так что два часа надо было чем-нибудь себя занять. Заняли посещением магазина и плотным завтраком.
К открытию «Острова» мы в числе первых посетителей уже были у ворот и быстро обежали весь остров. Как оказалось, очень правильно сделали, так как когда Поля собралась в очередной раз в заколдованный лес и пещеру хатифнатов, туда уже стояла очередь.
Вообще, по сравнению с нашим посещением Острова 5 лет назад, народу прибавилось весьма ощутимо. Решили на второй круг не ходить и после просмотра спектакля отправились в сувенирную лавку. По дороге Поля присмотрела игру «поймай рыбку» — вариант однорукого бандита, но с призами. Полине повезло — она вытащила рыбу с пометкой «главный приз», «однорукий бандит» был повержен!
С большой красивой коробкой и кучей муми-сувениров едем к нашей завершающей ночевке в Лапеенранте неподалеку от границы.
Там у нас уже прикормленный кемпинг на берегу озера. После Швеции и особенно Норвегии финские кемпинги радуют большой просторной территорией, лесом и редко стоящими палатками. Вечером поедаем финского копченого «лоха», то есть лосося, селедочку и прочую симпатичную рыбку с белым вином и прочими финскими вкусностями. А в багажнике лежит еще финский сыр и варенье.
Финские дороги
Самостоятельная поездка на машине по Финляндии приносит много удовольствия! Все автомагистрали имеют ровное покрытие. Платных трасс нет, но контроль за соблюдением правил движения усилен — много видеокамер. Вдоль трасс достаточно мест для отдыха со столами, скамейками, туалетами и бачками для мусора. Остановиться и поесть можно в кафе и на автозаправочных станциях.
По всей стране действуют ограничения по скорости: для больших автомагистралей — 120 км/ч, для шоссе — 90 км/ч, на загородных дорогах — 80 км/ч, в населенных пунктах — 50 км/ч. Зимой скорость снижается.
Во время поездки по Финляндии на машине соблюдайте местные правила:
- Все пассажиры обязаны пристегнуть ремни безопасности.
- Водитель всегда должен использовать ближний свет.
- Детей ниже 135 см не разрешено сажать на переднее сидение, а малыша до 3 лет нужно возить пристегнутым в автокресле.
- Разговоры по мобильному телефону разрешены только по беспроводной гарнитуре.
- Значительные штрафы или даже арест предусмотрены за вождение в пьяном виде, при езде на красный, за нарушения скоростного режима и при отказе пропустить пешехода в установленном месте.
- Цены в Хельсинки
- Где поесть вкусно и недорого в Хельсинки
- Поездка в Карелию на машине
(Фото: unsplash.com / @jhonkasalo)
В городах и менее крупных населенных пунктах существуют платные парковки и ограниченные по времени бесплатные парковки. Штрафы за нарушения правил парковки колеблются от 10 до 40 евро.
При планировании бюджета для поездки в Финляндию на машине в 2021 году учитывайте стоимость топлива. Оно здесь дорогое. Средняя цена 1 л бензина 95 — 1,56 евро, бензина 98 — 1,64 евро, а дизельного топлива — 1,39 евро.
Советы:
- В Финляндии запрещено пользоваться и даже провозить в автомобиле антирадар.
- Не забудьте загрузить в навигатор карты Финляндии.
- При нарушении ПДД видеофиксатор отправляет в таможню номер вашего автомобиля. При выезде из страны нарушителей просят заплатить штраф. В случае отказа вас лишают очередной въездной визы. Имейте в виду, что при оплате штрафа в финском банке начисляют 5% за перевод. Важная деталь: местные отделения банков работают только по будням.
- Будьте осторожны на загородных дорогах в Финляндии. Иногда трассу неожиданно пересекают лоси. Обычно это происходит весной, когда животные ищут удобные пастбища для кормежки. Что избежать беды, следите за предупреждающими знаками, соблюдайте скоростной режим и дистанцию.
(Фото: jackmac34 / pixabay.com)
Ледник Нигардсбреен
С утра дождя не было, но воздух был так напитан влагой, что казалось, его можно было выжать, как губку. В 9.:30, отдав 4 евро за парковку, идем к леднику — в 11 часов у нас семейный походик на ледник.
Удивительно, но на нас одели кошки, связали веревкой и выпустили на лед — почти по-взрослому. Целый час мы гуськом бродили по леднику, заглядывали в трещины, трогали голубой лед, проходили через ледяные гроты. На обратном пути остановились у озера и долго вылавливали ледышки разной формы.
К обеду стало совсем жарко. Мы не смогли отказать себе в удовольствии полежать кверху пузом, чтобы «сальце завязать». Ближе к вечеру прокатились на плотину и к высокогорному озеру.
Выводы
Плюсы поездки на машине в Финляндию в 2021:
- Путешествие на личном автомобиле обходится дешевле самолета или поездки по железной дороге.
- Машина делает нас гораздо мобильнее. За один автотрип можно увидеть больше интересных мест и добраться туда, куда не ходит общественный транспорт.
- Не нужно платить за экскурсии и автобусные билеты.
Расходы и неудобства:
- Строгие правила парковок.
- Дорогой бензин.
- Штрафы в Финляндии выше, чем в России.
- Языковые проблемы при пользовании финским автосервисом.
В любом случае позитивные моменты от поездки на машине по Финляндии значительно перекрывают минусы самостоятельного автотрипа.
Фото: @kirsipirukas / unsplash.com.
Первое фото: Taneli Lahtinen / unsplash.com.