Типы силиконовых смазок: жидкая смазка, спрей силиконовый и пластичные смазки
Такое решение достаточно удобно в том случае, когда нужно аккуратно обработать легкодоступные детали и не загрязнять другие поверхности. С учетом того, что смазка текучая, вещество хорошо проникает и в труднодоступные участки.
- Вторым вариантом является силиконовый спрей-аэрозоль в баллончиках. Благодаря насадкам можно подавать смазку в труднодоступные участки (например, личинки замков) однако расположенные рядом поверхности могут загрязняться, в результате чего образуются жирные пятна.
- Густая силиконовая смазка также наносится салфеткой, при этом после нанесения вещество больше напоминает гель. С одной стороны, удается сформировать толстый защитный слой, однако гель густой, его сложно подать в труднодоступные места.По этой причине данное решение больше подходит для обработки крупных деталей с ровными поверхностями из резины, пластика и т.д.
- Смазка силиконовая пластичная фактически является аналогом геля, но еще более густая. Пластичный продукт не используется на труднодоступных поверхностях, но хорошо подходит для обработки больших деталей.
Смазка силиконовая для машины: что нужно знать
Прежде всего, автомобильные силиконовые смазки могут быть жидкими, в виде аэрозолей, а также пластичными или густыми. При этом нужно знать, как использовать данное вещество.
Дело в том, что в зависимости от типа их активно применяют для обработки шин, пластиковых деталей, элементов из резины, деталей подвески автомобиля, рулевого управления и т.д.
Силиконовая смазка имеет высокую проникающую способность, может использоваться при любых температурах, не теряет своей текучести в морозы и не испаряется в жару. Само вещество не горючее, то есть, нет рисков возгорания. Также не является проводником тока, вещество выступает своего рода изолятором.
Силикон безопасен для здоровья человека, не вызывает повреждений или ожогов кожи и т.д. Такая смазка хорошо защищает поверхность от разрушения и коррозии, легко удерживается на поверхностях из пластика, стекла, резины и т.д.
При этом изделия из резины не размягчаются, не становятся рыхлыми, что позволяет активно использовать данное решение для защиты. Силиконовая смазка формирует на поверхности защитную пленку, которая не пропускает влагу.
Основой для отдельных смазочных силиконовых средств является тефлон. При этом создаваемый слой позволяет защитить детали от ржавчины и окислений на механизм, созданная на поверхности пленка достаточно устойчива к соленой воде, и щелочным растворам, а также кислотам слабой агрессивности.
Тефлоновая смазка
Тефлон (политетрафторэтилен) является одним из самых популярных химических веществ. Он широко применяется в посуде, технике, оружии, медицине, промышленности и т. д. Знаменитое антипригарное покрытие на сковородах — это специальное напыление из политетрафторэтилена.
Тефлон не реагирует на УФ-излучение, имеет высокое сопротивление к электрическому току, обладает низким коэффициентом трения, и не горит. Поэтому его используют и в качестве присадки к синтетической масляной основе.
Тефлоновая смазка предназначена для смазки деталей, подвергающихся высоким механическим нагрузкам в диапазоне температур от -50 до +250 °C. К примеру, ее используют для обработки цепей и зубчатых колес.
Состав и емкость
В зависимости от типа загустителя различают несколько видов пластичных смазок.
Мыльные
В них добавляются соли высших карбоновых кислот (мыла), синтетические вещества. Среди них наиболее распространены:
- Кальциевые. Широко известны Солидолы, относящиеся к этой группе. Их положительные свойства — влагостойкость и механическая стабильность. Сфера применения ограничена. При воздействии температур свыше 55°С смазка плавится, теряет влагу и не способна восстановить прежние свойства после завершения работы оборудования. Среди кальциевых покрытий выделяют комплексные (К), безводные и гидратированные.
- Натриевые — с добавлением натриевого мыла. Натриевые покрытия защищают механизмы, работающие при температуре до 150°С, однако не обеспечивают необходимый уровень влагозащитны.
- Литиевые — с добавлением литиевого мыла. Продукт отличается пластичностью, термостойкостью и выдерживает температуры -50…+150°С. При использовании литиевых материалов защита от влаги, механических повреждений гарантирована.
В промышленности используют смазки с мылом бария, алюминия. Распространено производство комбинированных продуктов, например — кальциево-натриевых смазок. Они являются «средним звеном» между вышеприведенными разновидностями и справляются с задачами термо, -влаго защиты. Если в названии указано 2 компонента, первым пишется тот, которого в структуре больше.
Углеводородные
В качестве загустителей используются углеводороды: парафин, озокерит, воски природного происхождения и прочие твердые углеводороды.
Неорганические
В неорганические пластичные смазки вводят вещества, позволяющие получить максимально термостабильный состав. Стандартные составляющие неорганических покрытий — силикагель, графит, асбест, вспененная окись кремния, бетонные соединения.
Органические
Загустители органических смазок — полимочевина, сажи, поликарбамиды, тефлон. В итоге получается продукт, стабильный при высоких температурах и механических воздействиях. Например, тефлоновые покрытия выдерживают температуры до 250°С, оставаясь при этом вязкими и прекрасно защищая от трения. Существенный недостаток – дороговизна используемых компонентов.
Около 44% отечественного рынка занимают кальциевые смазки — солидолы. На долю натриевых и комбинированных приходится около 31% рынка. Малая доля (менее 0,5%) приходится на использование термостойких и химически стойких продуктов с загустителями в виде селикагелей, бетонита, сажи. Высокой термостойкостью и относительно низкой ценой отличаются полиуретановые смазки. К сожалению, в РФ производство таких защитных средств не налажено, и предприятия обращаются к импортным производителям.
Смазочные материалы закупаются в ведрах по 5 л, 20 л или бочках объемом 200 л.
Общие сведения о смазочных материалах
Необходимость в применении смазочных материалов возникла еще в глубокой древности – с момента изобретения колеса. Чтобы оно легко вращалось, не скрипело и долго служило, на ось наносили животный жир или растительное масло.
Настоящей революцией в развитии смазок стало использование продуктов нефтепереработки – минеральных масел. Сегодня на их основе создаются смазочные материалы, которые не только эффективно уменьшают силу трения, но и:
- надежно защищают узлы и механизмы от коррозии, очищают их от загрязнений и продуктов износа, предотвращают образование царапин и задиров;
- при механической обработке деталей отводят тепло из рабочей зоны станка, обеспечивают тщательное удаление стружки и абразивных частиц, чем продлевают срок службы инструмента и оборудования, улучшают качество продукции;
- используются в качестве рабочего тела гидравлических приводов и амортизаторов, изолирующей и теплоотводящей среды в масляных трансформаторах;
- герметизируют зазоры в цилиндропоршневых группах, чем повышают КПД поршневых компрессоров, двигателей внутреннего сгорания.
Моторное масло
Моторное масло является наиболее распространенным типом используемой автомобильной смазки. При этом многие производители автомобилей рекомендуют заменять моторное масло каждые 3000 км.
Двигательное масло обычно содержит присадки для предотвращения разрушения, коррозии и уменьшения пенообразования и поставляется с различными показателями вязкости. Вязкость масла – это его толщина. Чем меньше значение вязкости, тем тоньше масло и тем легче оно течет. При этом большинство специалистов рекомендуют всесезонное моторное масло типа 5W-30. Суть этого универсального масла в том, чтобы иметь определенный показатель вязкости, когда масло холодное, и отдельный, но ограниченный показатель вязкости, когда масло нагреется. Буква W означает зиму, а не вес.
Свойства смазок
Масла и смазки имеют ряд своих особенностей и свойств. В зависимости от температуры окружающей среды они могут изменять свое агрегатное состояние, менять свойства, условия эксплуатации.
Итак, свойства смазочных материалов:
Консистентность или твёрдость материала. Определяется специальным прибором – пенетрометром с конусом. Чем выше степень погружения в жидкость, тем она соответственно мягче.
Прокачиваемость также определяется опытным путем
Такое свойство важно в холодное время года. Когда необходимо быстро смазать всю систему изнутри.
Температура каплепадения — важный фактор при выборе смазочного материала
Чем выше данный показатель, тем при более горячих температурах будет доступно использование ГСМ.
Противоизносность – показатель для определения способности уменьшать трение. Чем он выше, тем гуще масло и, соответственно, повышается долговечность детали.
Не маловажным является антикоррозионное свойство. Выявить его можно с помощью технических тестов. При наличии в смазке органических примесей можно сказать, что она будет защищать деталь от ржавчины.
Водоотталкивающее свойство также определяется техническими тестами. Чем больше смазки осталось, тем она водоустойчивее.
Стоит упомянуть о следующих фактах, характеризующих ГСМ:
- Вязкость. Чем она выше, тем хуже для техники.
- Возможность образовывать маслянистую пленку.
- Температура вспышки материала.
- Взаимодействие ГСМ с кислородом.
- Коэффициент маслянистости. При более высоких его показателях трение уменьшается. Но чрезмерная маслянистость привлекает много пыли, грязи, твердых частиц, что способствует ухудшению работы механизма.
Чем отмыть силиконовую смазку
Часто бывает так, что в процессе нанесения силиконовых смазок загрязняются смежные поверхности. С учетом того, что силикон оставляет жирные пятна, в ряде случаев возникает необходимость его удаления.
Чтобы избавиться от пятен, нужно знать, как отмыть силиконовую смазку
Обратите внимание, перед тем, как приступать к удалению, важно понимать, из чего изготовлен тот или иной состав (базовая основа)
С учетом того, какой именно состав средства, можно подобрать необходимый растворитель. Не следует пытаться просто оттереть силиконовую смазку тряпкой или салфеткой (сухой или смоченной в воде), так как это приведет к увеличению площади загрязненной поверхности.
Важно! Перед использованием растворителя следует нанести его на малозаметный участок в тех случаях, когда смазка попала на сиденья, обивку потолка, декоративные элементы и т.д. Если результат удовлетворительный, поверхность не меняет цвет и т.д., тогда можно смело очищать всю площадь загрязненной поверхности
В том случае, когда в основе смазки лежит кислота, тогда удалить такую смазку можно 70% раствором уксуса. Уксус наносят на поверхность, затем выдерживается пауза около 30 минут, после чего остатки удаляются сухой ветошью или салфеткой
Если результат удовлетворительный, поверхность не меняет цвет и т.д., тогда можно смело очищать всю площадь загрязненной поверхности. В том случае, когда в основе смазки лежит кислота, тогда удалить такую смазку можно 70% раствором уксуса. Уксус наносят на поверхность, затем выдерживается пауза около 30 минут, после чего остатки удаляются сухой ветошью или салфеткой.
Когда базой является спирт, удаление остатков также возможно путем использования спиртовых растворов. Для удаления вполне можно использовать разбавленный медицинский спирт или водку.
Если же в составе смазки есть амины, амиды и т.п., тогда удалить силикон можно при помощи чистого бензина или спиртовыми растворителями. Очиститель наносится на тряпку, затем слегка протирается поверхность. Спустя 30 мин. можно пробовать удалять остатки силикона. Если результат не совсем удовлетворительный, процедуру можно повторить.
Кстати, использовать ацетон в качестве растворителя не рекомендуется без крайней необходимости. С одной стороны, он также способен убрать некоторые виды силиконовых смазок, однако на деталях из пластика могут появиться светлые пятна и т.д.
Существующие разновидности (формы выпуска)
Силиконовые смазки выпускаются в четырех видах, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Большинство из них универсальны, отличается только тип нанесения их на обрабатываемую поверхность.
Аэрозоль
Это жидкая силиконовая смазка, закачанная в баллон под давлением. Очень удобна при повседневном использовании: во-первых, не пачкаются руки — достаточно надавить пальцем на распылитель и направить его в нужное место. Во-вторых, помогает добраться туда, куда без разбора просто не долезть — струя около 50 сантиметров точно достанет до проблемного участка. Аэрозольные лубриканты имеют отличную проникающую способность, иногда позволяют открутить заржавевшие болты.
Жидкая
Это обычное силиконовое масло, в которое могут быть добавлены различные присадки, расширяющие рабочий температурный диапазон. Такой вид смазочных материалов выпускается в баночках, канистрах, бутылках и прочих тарах. Его можно наносить различными методами, в основном это масленка, шприц или обычная кисточка.
Густая
Густой смазкой удобно обрабатывать различные болты и гайки, чтобы потом их можно было легко открутить. Поставляется в тюбиках — достаточно выдавить ее на палец и нанести на нужный участок. Такая смазка стоит очень дешево, продается в любом автомагазине, и шикарно работает в различных не теплонагруженных механизмах, например, в стеклоподъемниках. Если ею обработать резинки и сам механизм, то работа последнего значительно улучшится.
Пластичная
Пластичная смазка очень схожа с густой. Ее сложно наносить куда-либо равномерно, поскольку она тянется. Такой смазкой можно воспользоваться в нагруженных механизмах, где нет больших температур. Хотя автопроизводители и расширяют границы рабочего диапазона, но в суппортах я бы не рекомендовал использовать такой лубрикант, зато различные замки и малонагруженные детали можно легко обработать такими составами. Продаются они в тюбиках или больших банках, а для распределения по нужному узлу чаще всего используется палец или палочка.
ТОП-5 смазок
Один из лучших универсальных составов производит российская компания «Эффективный элемент». Смесь EFELE UNI-M создана на основе минерального масла, предназначена для использования в промышленности и решения бытовых задач. Задействуется при обслуживании мототехники, легковых и грузовых автомобилей, для облегчения работы с различными резьбовыми соединениями, чистки цепных передач и т.д. За счет сбалансированного сочетания жидких и твердых компонентов вещество способно попадать в труднодоступные участки узлов трения, отлично смазывает поверхности, удаляет влагу и загрязнения, размягчает ржавчину. Дополнительно, состав возвращает механизмам рабочую подвижность, устраняет заедания деталей, облегчает установку и демонтаж металлических конструкций.
EFELE MG-291 – смазка с пищевым допуском. Задействуется при обслуживании техники фармацевтической, пищевой, комбикормовой промышленности, а также в других направлениях, где требуется использование составов категории NSF H1. Веществом обрабатывают подшипники, направляющие качения и скольжения, рабочая температура которых – от -20 до +120 °C. Также смесь используется в автоматических контурах подачи смазки. Обрабатываемые пары трения: металл/металл, металл/пластик. MG-291 не имеет запаха, отличается хорошими антикоррозийными, противоизносными и противозадирными показателями.
Molykote Multigliss – универсальный материал, выпускаемый фирмой Dow Corning. Характеризуется хорошей проникающей способностью, эффективно растворяет ржавчину, удаляет жидкость и пресекает ее адсорбцию на плоскости. Защищает обрабатываемые узлы от коррозии за счет наличия в составе ингибиторов. Формирует долговечную пленку, которая минимизирует трение, и замедляет износ деталей. В состав смазки входят качественные масла и твердые частицы. Под воздействием высокого давления и деформации мелкодисперсные элементы твердых компонентов заполняют микротрещины поверхности, соединяются с металлом на молекулярной основе, обеспечивая надежную защиту деталей. Кроме этого вещество удаляет микродефекты, снижает трение и температуру между соприкасающимися элементами.
Molykote Longterm W2 – универсальный состав для подшипников техники пищевой и фармацевтической промышленности, работающей в диапазоне, от медленных до быстрых движений при относительно невысоких нагрузках. Вещество обладает хорошей несущей способностью и не окисляется, поэтому подходит для постоянного обслуживания деталей. Дополнительные преимущества смазки – высокие антифрикционные свойства и адгезия, длительный интервал замены и широкий диапазон температур – от -30 до +130 °C.
Универсальная смазка Weicon W 44 T задействуется в судостроении, автомобильной промышленности, сельском хозяйстве и различном электрооборудовании. Смесь не содержит опасных компонентов и отличается широкими функциональными возможностями. Облегчает демонтаж заржавевших резьбовых соединений арматуры и вентилей, растворяет ржавчину, вытесняет жидкость из электроконтактов, облегчает запуск двигателей в условиях повышенной влажности. Материал очищает загрязненные поверхности, формируя на них устойчивую пленку, которая не склеивается, не притягивает пыль и не смазывается. Кроме этого вещество устраняет токи утечки, скрипы в любых металлических соединениях. Дополнительно может использоваться для обработки инструментов, электроприборов, измерительного оборудования и оружия с целью защиты и поддержания работоспособности.
Продукция из статьи:
Molykote
Дисперсия Molykote Multigliss
Дисперсия Molykote Multigliss
Molykote
Смазка Molykote Longterm
Смазка Molykote Longterm
Molykote
Смазка Molykote Longterm W2
Смазка Molykote Longterm W2
Efele
Дисперсия Efele uni-m
Дисперсия Efele uni-m
Efele
Смазка Efele MG-291
Смазка Efele MG-291
Рекомендованные статьи
MS полимер
2020-06-16 22:55:09
Смазки для газового оборудования
2020-06-20 22:19:06
Очистители
2020-06-27 17:15:00
Пищевые смазки weicon
2020-06-26 19:58:12
Промышленная химия Loctite
2020-08-15 17:11:11
ТОП-7 лучших альтернатив Солидолу
2020-08-14 22:05:01
Анаэробные клеи EFELE в форме «карандашей»
2020-08-22 11:33:03
ТОП-7 лучших альтернатив смазке ЦИАТИМ- 201
2020-08-28 10:08:04
Лучшие молибденовые смазки для автомобиля
Такие смазки производятся в виде жидкостей, спреев, порошков, пластичных веществ. Они состоят из соединений серы и молибдена, способствуют увеличению срока эксплуатации при работе даже в сложных условиях.
Hi-Gear Молибденовая
Средство используется для обработки деталей, находящихся в движении. Отличием этой смазки является возможность сохранять свои качества при температуре до 250°C.
Плюсы смазки:
- Широкая область применения: движущиеся части машины – тросовые соединения, задвижки, цепи, шарниры и т. д.
- Функционирует в условиях повышенной влажности и воздействия воды.
- Защищает от образования и распространения коррозии.
- Удобство в нанесении.
- Равнодушна к воздействию агрессивных сред.
- Пользователи специалисты отмечают высокое качество данного смазочного материала.
Минусы смазки:
- Не обнаружено.
ASTROhim Молибденовая
Это антифрикционное смазочное вещество сохраняет свои рабочие качества холодной зимой и жарким летом. Она действует при температуре: -40 – +200°C. Средство снижает трение деталей при высоких нагрузках, образуя защитную плёнку. Аэрозоль обладает также небольшими габаритами: 46х44х133 мм и весом: 110 г, что облегчает обработку деталей.
Плюсы смазки:
- Удобная для использования упаковка.
- Высокое качество защиты.
- Стойкость к высоким температурам, воздействию химических активных сред.
- Подходит для различных марок легковых автомобилей.
Минусы смазки:
- Есть подделки.
Плюсы применения смазки в автомобиле по сравнению с маслом
Из обихода современного водителя пропали пресс-масленки, а вместе с ними гаражи и кладовые освободились от разномастных баночек со смазками. Но, как и раньше, смазывание пар трения при заводской сборке и ремонте автомобиля продлевает жизнь узлам и механизмам.
Учитывая, что в наши дни эксплуатируется около 8 млн подержанных машин, их владельцы должны знать, что такое смазки для автомобиля и как их правильно использовать.
Количество пар трения, которые обрабатывают смазками, в транспортных средствах намного больше, чем узлов, нуждающихся в масляном покрытии. За счет задержки в зоне пары трения густая смазка будет сохраняться дольше, а значит, и расход ее гораздо меньше по сравнению с маслом.
Этот продукт имеет и другие преимущества перед маслами, такие как слабая зависимость от окружающих температур; способность сохранять смазочные свойства при попадании воды; экологичность (смазки не остаются в виде пятен на дорогах, не становятся причиной прочих загрязнений.)
Как и любая жидкость, смазочное масло непрерывно меняет свою форму под действием внешних сил. Поэтому при слабой герметизации узла оно обязательно вытечет наружу. Другое дело смазка для автомобилей. За счет жесткости структурного каркаса при малых напряжениях касания она имеет свойства твердых тел. Но на критической отметке действия внешних сил (максимум прочности на сдвиг) структура пластичной смазки разрушается и появляется текучесть, как у жидкости. Как только прекращается движение, вновь восстанавливается каркас, который превращает вещество в твердое тело. Подобные субстанции причисляют к аномальным жидкостям.
В процессе получения смазки для автомобиля в масляную дисперсионную среду вводят загуститель, образующий тот самый каркас.
Дисперсионной основой в этом случае служат смазочные нефтяные масла со слабой и средней вязкостью. Так, на изготовление солидола идут индустриальные виды масел, включая машинное СУ. При производстве продукта «Литол-24» применяют смесь шпиндельного масла АУ (маловязкой «веретенки») и индустриального И-50. Роль загустителя играет мыло (соли жирных кислот). Его массовая доля составляет 10–20 %.
Для профилактики процесса окисления, а также улучшения стабильности состава и вязкостно-температурных свойств моторных смазок в них добавляются присадки. Последние могут быть основаны на том же масле, что и смазка для автомобиля. К примеру, низкотемпературные свойства повышают при помощи невязких масел в паре с жидким загустителем или депрессатором.
Еще, кроме присадок, в смазочные смеси вводят твердый наполнитель. Он отличается от загустителя отсутствием способности создать каркас и, в свою очередь, повышает антифрикционность смазки. Как правило, это чешуйчатый графит либо сульфид молибдена (IV).
Вода может входить в состав смазки для автомобиля или играть роль примеси. Во многих смазочных составах на основе алюминия, лития, свинца и т. п. наличие воды запрещено. Тем временем в Ca-Na смесях (к примеру, УТВ) она является структурообразующей, и если снизить концентрацию Н2O, то смазка распадется. Массовая часть воды в подобных смесях составляет 0,5–5 %, а ее присутствие не ухудшает их антикоррозионных свойств.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что силиконовые смазки для автомобиля можно широко использовать:
- для защиты деталей от грязи и влаги;
- чтобы вытеснить влагу из труднодоступных мест,
- против пересыхания;
- для предотвращения образования микротрещин;
- в целях увеличения срока службы элементов и т.д.
Главное, правильно подобрать подходящее средство, а также качественно нанести на обрабатываемую поверхность. При необходимости удалить потеки и остатки, следует использовать подходящие растворители, рассмотренные выше.
Напоследок отметим, что обработку поверхностей силиконом со временем нужно повторять. Такой подход позволяет значительно увеличить срок службы элементов из резины, устранить шумы, скрипы и т.п.