Полезные советы
Есть несколько дополнительных рекомендаций, которые помогут вам выполнить подключение и настроить бортовой компьютер без лишних заморочек.
- При наличии свободного места на передней консоли, оно станет оптимальным вариантом для установки дисплея бортового компьютера.
- Если вы планируете поставить девайс на торпедо, тогда заранее предусмотрите удобство считывание информации с него. На экран водителю нужно кидать беглый взгляд. Потому нельзя, чтобы при просмотре дисплея глаза уходили слишком низко или в сторону. Иначе вы будете отвлекаться от дороги.
- Некоторые модели маршрутных компьютеров предусматривают возможность монтажа на торпедо с помощью выносных корпусов. Отталкивайтесь от комфорта и рациональности такого расположения.
- Присмотритесь к сенсорным БК. Это современное решение, которое позволяет избавиться от механических кнопок. Если вы привыкли пользоваться планшетом или смартфоном, тогда управление сенсорным компьютером в машине покажется куда более привычным и удобным.
- Системный блок устройства можно устанавливать в любое удобное место. Но и тут следует быть предельно внимательными. Его не рекомендуется размещать около печки или выхода кондиционера. Повышенная влажность и температура могут нарушить работу системного блока, и вывести из строя само оборудование.
- Не спешите всё подключать, предварительно не ознакомившись с инструкцией. Иногда монтаж кажется предельно простым, поскольку есть совпадающие гнёзда, выводы и входы для проводки. Но производители не просто так прикладывают к устройству схему и руководство по эксплуатации. Там могут быть свои нюансы, упустив которые, вам в лучшем случае придётся всё заново переделывать. В худшем понадобится уже новый БК.
- Если в машине не предусмотрено специальных разъёмов для установки бортового компьютера, будет правильно обратиться за помощью в проверенный диагностический центр. Опытный электрик подскажет, как лучше выйти из ситуации, поможет подобрать переходник или воспользуется иным методом соединения.
- После правильного подключения нужно выполнить несколько действий с машиной. Обычно в инструкции указано, что требуется запустить двигатель, покрутить мотор на холостых и проехать несколько километров по дороге. Всё это выполняется строго по инструкции и в указанной последовательности. Так компьютер автоматически будет считывать данные датчиков машины, сохранять их и анализировать.
- Большинство модельных и универсальных БК, приобретаемых для автомобилей, настраиваются в автоматическом режиме. Только некоторые нюансы требуется корректировать вручную. Для них всегда предусмотрена подробная инструкция, которую производитель прилагает к устройству. Все пользовательские настройки вводятся и сохраняются. Потому нужно сразу выбирать те параметры, которые вам необходимы. Заранее решите, что именно вы хотите видеть на дисплее.
Отсутствие штатного бортового компьютера на автомобиле вовсе не приговор. Нынешние возможности позволяют купить устройство отдельно и своими руками подключить его к электронному блоку управления своего транспортного средства.
Поскольку большинство девайсов настраиваются автоматической, главной задачей для автовладельца будет правильное подключение. Всегда отталкивайтесь от инструкций самого производителя, поскольку это руководство является наиболее точным.
Маршрутный компьютер
Маршрутный компьютер (МК), показанный на рис. 37, устанавливается в вариантном исполнении вместо часов в автомобилях ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112. МК имеет 15 функций, разбитых на 3 группы (см. табл. 2). Выбор группы осуществляется кнопками 1, 2 и 3.
В каждой группе функции разделены на основные и дополнительные. Основные функции перебираются по кольцу кнопками 1, 2 и 3. Дополнительные функции перебираются кнопкой 5. При выключенном зажигании компьютер всегда находится в режиме «Текущее время». При снятом аккумуляторе ход часов и все накапливаемые параметры сохраняются не менее 1 мес.
Лидеры бортовых компьютеров
На сегодняшний день безусловным лидером в производстве бортовых компьютеров является компания «MULTITRONICS». Бортовые компьютеры от этого бренда поддерживают огромное число оригинальных протоколов диагностики автомобиля. Что в следствии позволяет намного точнее производить диагностику и увеличивает скорость его работы.
Multitronics RC-700
К примеру, в модели бортового компьютера Multitronics RC-700 число функций достигает трех сотен, также имеется множество разнообразных настроек. При всем этом изобилии, настройка и эксплуатация данного устройства довольно просты. Он обладают уникальными функциями, определение пробуксовки колес с выведением буксующих колес на дисплей, при условии, что на автомобиль установлен ABS Bosch 8/9. А так же возможностью точного определения расхода газа при подключении к форсункам ГБО не ниже 4-го поколения. Имеется возможность выбора цветовой схемы дисплея, который обладает разрешением 320х240 при диагонали 2.4 дюйма.
Multitronics MPC-800
Великолепным вариантом является бортовой компьютер Multitronics MPC800. Данный БК отличается от своих аналогов тем, что у него отсутствует собственный дисплей, в качестве него он использует смартфон на операционной системе андроид со специально установленным приложением. Связь между бортовым компьютером и смартфоном происходит посредством Bluetooth соединения. Приложение может работать как в фоновом режиме, выводя на экран только важные сведения, так и как полноценный дисплей БК, постоянно отображая состояния систем автомобиля. Данный аппарат имеет также голосовое оповещения. Главным плюсом данного устройства является, отсутствие необходимости вносить изменения в дизайн салона. Также он совместим практически с любым автомобилем.
Multitronics VC-730
Multitronics VC730 является лучшим вариантом из моделей, крепящихся на лобовое стекло. Обладает поддержкой большого числа протоколов. К основным плюсам относятся контроль качества топлива и возможность подключения парктроников на передний и задний бампер. У данного БК имеется возможность выбора цветовой схемы экрана.
Multitronics TC-740
Multitronics TC740 предназначен для крепления на переднюю панель автомобиля. Оснащен козырьком, который защищает дисплей от попадания солнечных лучей и улучшает его видимость. И имеет очень мощный процессор, который обеспечивает ему великолепную точность и высокую скорость работы.
Не последнее места в списки лучших производителей бортовых компьютеров занимает бренд «Орион». Бортовой компьютер от данной фирмы БК-135 отличается простой установкой и поддержкой большого числа протоколов. Главной функцией данного устройства является контроль работы основных систем автомобиля.
Micro Line Престиж
Так же неплохо на рынке себя зарекомендовала фирма «Micro Line» со своими бортовыми компьютерами линейки «Престиж». Который имеет так же внушительное количество функций(в некоторых моделях их более 500). Присутствует самостоятельная возможность программирования бортового компьютера. Как и все современные БК, они обладают функцией расшифровки кодов двигателя автомобиля, вследствие чего имеется возможность разобраться в неисправности самому, не прибегая к услугам сервисного центра.
Chevy Matrix-M
Бортовой компьютер Chevy Matrix-M от производителя «Штат» оснащен всеми стандартными функциями. Также способен расшифровывать коды ошибок. Для любителей погонять присутствует показатель времени разгона от нуля до сотни. Так же оснащен функцией «плазмер» которая позволяет прогреть и просушить свечи зажигания при помощи направленных импульсов, даже при заглушенном двигателе.
Орион БК-135
Одним из самых покупаемых бортовых компьютеров Орион БК-135. Относится к типу универсальных БК. Имеет поддержку большого количества протоколов. Основной задачей данного компьютера является оперативный контроль работы агрегатов и узлов автомобиля. Орион БК-135 отличается очень простой установкой и возможностью установить его практически в любое место в салоне. Обновления этого бортового компьютера проходит через интернет и не требует больших усилий. Имеет выносной датчик температуры.
Что такое бортовой компьютер
Под бортовым компьютером подразумевается электронное устройство с микропроцессором, выполненное по принципу домашнего ПК. Это устройство позволяет совместить разное оборудование, которое может использоваться в автомобиле. В этот перечень входит и навигационная система, и мультимедийный комплекс, и парктоник, и главный ЭБУ и т.д.
На сегодняшний день существует большое разнообразие таких элементов, но работать они будут по одному принципу. Помимо управления системами комфорта и безопасности современные онбордеры позволяют даже контролировать состояние транспортного средства. Все датчики, расположенные в системах и агрегатах машины, передают свои данные на блок управления, а бортовик считывает некоторые из этих параметров. Сам онбордер не участвует в изменении режимов работы мотора или определенных систем авто. За эту функцию отвечает ЭБУ. Но при совместимости этих устройств водитель может самостоятельно перенастраивать некоторые параметры своего автомобиля.
Электронный блок управления прошивается на заводе-изготовителе. Программное обеспечение это набор алгоритмов и всевозможных переменных, которые позволяют ему посылать правильные команды на исполнительные механизмы. Карпьютер подключается к ЭБУ через сервисный разъем и позволяет не только следить за системами транспорта, но и в более дорогих автомобилях управлять режимами ДВС, подвески и трансмиссии.
UniComp — 600
Онбордер включает в себя функции диагностического сканера, маршрутного компьютера, измерителя температуры за бортом, устройства, считывающего и расшифровывающего коды ошибок. Устойчив к холоду (до -40) и высокому уровню влаги. Совмещается с протоколами иномарок и отечественных автомобилей не ниже стандарта Евро-3. Компактный БК крепиться в салоне на любое место по выбору водителя с помощью двустороннего скотча. Большую часть блока занимает дисплей, использовать который удобно и в солнечную погоду, и в мороз.
Мультидисплеи настраиваются вручную в приемлемый режим. Производитель установил 12 месячную гарантию. Кроме печатной инструкции в комплект входит видеодиск. Через разъем USB подключается к ноутбуку и интернету. Имеет дополнительные функции: плазмер (прогревает свечи в мороз), тропик (настраивает температурный режим вентилятора и системы охлаждения), форсаж – сбрасывает настройки до заводских. Можно использовать флешкарту, на которой сохраняется вся статистика.
Как считает расхода топлива
Многих водителей интересует работа БК в автомобиле и точность предоставляемых им данных. При исправных системах прибор показывает достаточно точные данные.
Расход топлива вычисляется по интервалу открытия и закрытия форсунок. Это микросекунды. При нажатии на газ интервал увеличивается и подается больше горючего. Компьютер берет в расчет пропускную способность форсунок, которая точно известна
Также важно состояние бензонасоса и фильтра. Исходя из этих данных, БК показывает средний и текущий расход при заданной скорости
Зная объем топлива в бензобаке и его расход, компьютер без труда определяет оставшееся расстояние поездки. По похожему принципу рассчитываются и многие другие параметры (масло, давление). Данные могут не совпадать, если какая-то из систем неисправна. Например, забиты форсунки или сбились настройки. Даже использование нестандартной резины может существенно повлиять на результат.
Основные разновидности
Бортовые компьютеры выпускаются в широком разнообразии моделей. Основное различие заключается в функциональных возможностях. Но в первую очередь все девайсы различаются по назначению, они бывают универсальными и модельными. Первые подходят для установки на любой грузовой автомобиль, вторые – используются на конкретных марках. Модельные бортовые компьютеры невозможно использовать на машинах иного производителя или серии, кроме тех, что указаны в технических характеристиках устройства. Это объясняется конструктивной спецификой девайса. Кроме того, модельное устройство, даже если его и получится установить на другое авто, не сможет гарантировать точных показаний и адекватной работы
Поэтому при выборе бортового компьютера на «Рено Премиум» обязательно стоит обратить внимание на его назначение. И при возможности лучше отдать предпочтение подходящему модельному девайсу
Он рассчитан исключительно под технические параметры этого грузовика и обеспечит полноценную функциональность при контроле над рабочим состоянием машины.
Читайте далее:
«Урал» – история автозавода
История компании JAC
УАЗ – уникальные внедорожники с легендарной историей
История компании Luxgen
ГАЗ – история производства автомобиля
Установка автомобильного компьютера
Чтобы решить вопрос, как подключить бортовой компьютер рассмотрим один из примеров его установки. Например, возьмём в качестве теста прибор multitronics VS 731. Первым делом определимся с местом размещения этого “чуда электроники”. Не стоит размещать автомобильный компьютер на торпеде или стекле. Ведь в первом случае потребуется “ковыряться” в торпеде. Во втором случае такое устройство не только мешает обозрению дорожной ситуации, но может со временем отвалиться от лобового стекла.
Лучшим вариантом размещения бортового компьютера считается полоска, образованная между зеркалом заднего вида и крышей салона. Однако, чтобы это осуществить, нужно расположить зеркало немного ниже. Для этого стоит всего лишь сделать крепление.
Чтобы это осуществить, необходимо изогнуть небольшой лист алюминия полукругом, просверлив предварительно в нём несколько отверстий. Такую операцию можно реализовать с помощью простых инструментов: молотка, пассатиж и заготовки трубы нужного диаметра, на которой и будем производить такую операцию.
Когда будете прокладывать информационный шлейф от multitronics VS 731, то не стоит снимать солнечный козырёк, а использовать стальную проволоку для протяжки проводов. Цветными кабелями, которыми мы подключаем устройство к замку зажигания, габаритам, форсунке, датчикам температуры, лучше проложить под облицовкой пола.
Удобнее всего не подключать бортовой компьютер к замку зажигания, а соединить его с прикуривателем. Такой “контакт” необходим в первую очередь для создания функции “физического замка”. Всё равно к прикуривателю подходит “плюс” от аккумуляторной батареи после включения замка зажигания, да ещё при “АСС”, но это не так критично.
После этого прокладываем провода под ковриком в салоне. Чтобы подключить провод к ДУТ, необходимо разобрать уплотнитель дверного проёма и снять коврик в области водительского сиденья. Там находятся необходимые две светлые колодки. Выбираем ту, что ближе всего располагается к центральной стойке.
Поддеваем замок и разъединяем нужную колодку, чтобы удобно было с ней в дальнейшем работать. Находим из всего пучка серый провод – это и есть искомый нами, к которому мы и должны подключить зелёный провод бортового компьютера.
Настройка бортового компьютера осуществляется в автоматическом режиме, когда он “считывает” информацию от автомобильных датчиков. После такого теста первичных параметров, устройство производит отчёт производительности автомобиля и отображает детальную информацию на экране. Компьютеры дорогого класса комплектуются жидкокристаллическими дисплеями, а простые модификации – цифровыми (4-х и 3-х разрядными).
Принцип работы БК на ВАЗ-2114
Не стандартный бортовой компьютер
Принцип работы бортового компьютера с первого взгляда покажется примитивным, однако, на самом деле это технически сложное устройство, которое одновременно принимает, обрабатывает и при необходимости уведомляет о наличии неисправностей. Функция оповещения происходит путём выведения на экран специального значка и подачи определённого звукового сигнала..
Краткая инструкция пользователя
Для всех бортовых компьютеров, поставляемых на ВАЗ-2114, существует своя инструкция пользователя, и если её нет в бумажном варианте, то в сети интернет её можно найти без труда, достаточно, лишь знать марку и модель устройства. Несмотря на то, что вариантов и моделей множество, базовый функционал у них в принципе аналогичен.
Показания бортового компьютера.
Если вы только собираетесь приобрести БК, то вы должны знать, подходит ли конкретная модель к ЭБУ вашего автомобиля
Как правило, вся информация уже есть у продавца, и сложностей в этом возникнуть не должно. Лучше, в первую очередь при ознакомлении с бортовым компьютером уделить время символам аварийных команд и визуальным значкам, появляющихся на дисплее
Обратите внимание на расположение кнопок, и правилам работы с ними, для того, чтобы оперативно среагировать на изменение параметров в движении (на некоторых моделях БК клавиши могут блокироваться при определённой скорости автомобиля – прим.)
Коды ошибок на ВАЗ-2114
Так как ЭБУ на всех ВАЗ-2114 аналогичен или, по крайней мере, схож, то заранее записывать, а тем более запоминать их не имеет никакого смысла, благо некоторые модели способны не только вывести её на экран, но и озвучить все неполадки имеющиеся в автомобиле.
Самым лучшим вариантом определения и уточнения неисправностей, будет распечатанная версия кодов ошибок на ВАЗ-2114. Взять их можно на официальных сайтах заводов изготовителей БК для ВАЗ-2114, а ниже мы представим вам, самые частые ошибки, которые встречаются на «четырнадцатых»:
Коды | Описание |
0102, 0103 | Неправильный уровень сигнала индикатора контроля массового расхода воздуха. |
0112, 0113 | Неверный сигнал индикатора температуры впускного воздуха — необходима замена элемента. |
0115 — 0118 | Неправильный сигнал элемента измерения температуры ОЖ — нужна замена датчика. |
0122, 0123 | Помехи или неверный сигнал индикатора контроля положения дроссельной заслонки — желательно заменить элемент. |
0300 | Бортовой компьютер (БК) выявил случайные или множественные пропуски зажигания — в этом случае автомобиль может заводиться не сразу. |
0201 — 0204 | Зафиксирован обрыв в цепи управления форсунками. |
0325 | Бортовым компьютером был зафиксирован обрыв в цепи устройства детонации. |
0327, 0328 | Поломка в работе датчика детонации — необходима замена устройства. |
0480 | Вышел из строя вентилятор охлаждения — нужно заменить элемент. |
0505 — 0507 | Имеются сбои в функционировании регулятора холостого хода, которые влияют на количество оборотов (более низкие или более высокие). При возникновении этого кода регуляторы нужно заменить. |
0615 — 0617 | В процессе диагностики были выявлены обрывы или замыкания в цепи реле стартера. |
230 | Этот код ошибки означает поломку реле бензонасоса — устройство нужно заменить как можно скорее. |
1602 | Является одним из наиболее встречаемых кодов при диагностике БК на неисправности. Означает пропадание напряжения бортовой сети на электронном блоке управления. |
Что делать, если перестал работать БК
Случается, что БК перестаёт работать или информацию, которую он должен передавать и анализировать не передаётся
Первым делом, необходимо обратить внимание на целостность электрической цепи. А именно предохранителя F3, отвечающего за его работоспособность, далее следует проверить целостность проводов, которые идут к диагностической колодке, и обеспечивающие его питание. О том, как правильно подключить бортовой компьютер в систему ВАЗ-2114 вы можете в этой статье
О том, как правильно подключить бортовой компьютер в систему ВАЗ-2114 вы можете в этой статье.
Еще несколько лет тому назад электроника в автомобиле являлась настоящим предметом роскоши, она была доступна только в самых дорогих моделях.
Но время летит, технологии меняются. Теперь даже самые простые, доступные автомобили имеют в своем арсенале внушительное количество электронных устройств, обеспечивающих работу буквально каждой системы, следящих за состоянием машины и отдельных ее узлов.
С этой точки зрения модели ВАЗ не отличаются изыском и широким ассортиментом электроники. Потому многие решают самостоятельно установить себе бортовой компьютер.
Режимы диагностики бортового компьютера
Закономерным явлением считаются всякие неполадки и сбои в бортовой электронике автомобиля. Механические перегрузки, влага, грязь и перегревы приводят к различным неприятностям, требующим немедленной диагностики и устранения. Что может выявить стандартная диагностика:
- Размыкание цепи, вследствие замыкания или обрыва проводки различных датчиков
- Несовместимость или некорректная идентификация, а так же отсутствие адаптации, вновь установленных или замененных, деталей
- Необходимость замены различных элементов систем, вплоть до самого бортового компьютера
Современные модули БК позволяют получить точные результаты самодиагностики, без применения сторонних приборов. Перемыкая соответствующие контакты, по рекомендации подробной инструкции, можно перевести модуль в разные режимы тестирования.
— считка и сброс кодов
— обработка данных с датчиков контроля впрыска и скорости, управление этими функциями
— проверка работы самого БК
— работы дисплея
— калибровка и внесение изменений в индикацию
— регуляция подачи горючего
— климат – контроль, выявление ошибок и корректировка параметров
Общий функционал, конечно, удобный и обширный. Однако, для самостоятельного устранения ошибок и настройки расшатавшейся системы, информации мало. Зачастую, она ограничивается определением места и последствия поломок, без указания причин и методов их устранения. Поэтому профессиональная диагностика, все ровно, необходима.
Эволюция бортовых компьютеров
Первый автомобильный компьютер появился в 1981-м году. Американская компания IBM разработала электронное устройство, которое впоследствии было установлено на некоторые модели BMW. Спустя 16 лет корпорация Microsoft создала аналог первого устройства – Apollo. Однако эта разработка замерла на стадии прототипа.
Первый серийный онбордер появился в 2000-м году. Его выпустила фирма Tracer (Америка). Штатный компьютер получил популярность благодаря универсальности, а также экономии пространства на центральной консоли авто.
Карпьютеры развиваются в трех основных направлениях. Первое это диагностическое оборудование, второе – маршрутное, а третье – управляющее. Вот их особенности:
- Диагностический. Данное устройство позволяет проверить состояние всех систем машины. Таким оборудованием пользуются мастера СТО. Выглядит он, как обычный компьютер, только на нем установлено программное обеспечение, которое позволяет определить, как работает электроника автомобиля и правильно ли фиксируются показатели датчиков. С помощью такого сервисного оборудования также выполняется чип-тюнинг (о том, что это такое, читайте в отдельной статье). Что касается отдельных диагностических мобильных компьютеров, то такие модели встречаются крайне редко.
- Маршрутный. Если полноценные карпьютеры появились в начале третьего тысячелетия, то маршрутные модификации начали появляться раньше. Первые модификации устанавливались на раллийные машины еще в 1970-х гг. Начиная с первой половины 1990-х, такие устройства начали устанавливаться и в серийных авто. Данная модификация бортовиков призвана вычислять параметры передвижения машины и выводить эти параметры на дисплей. Первые разработки ориентировались только на параметры ходовой части (пройденная дистанция фиксировалась за счет оборотов колес). Современные аналоги позволяют подключить интернет или связаться со спутниками через модуль GPS (о принципе работы gps-навигаторов рассказывается здесь). Такие онбордеры могут показывать время, за которое пройдена определенная дистанция, общий километраж, при наличии карты указать маршрут, какой расход у авто во время движения и по завершении поездки, время, которое понадобится для преодоления определенной дистанции и другие параметры.
- Управляющий. Эта разновидность компьютеров будет установлена на любой автомобиль, в которой имеется инжектор. Помимо микропроцессора, который следит за сигналами, поступающими от датчиков, устройство также подключено к дополнительным механизмам, которые позволяют изменять режимы работы систем и агрегатов. ЭБУ способен изменить время и объем подачи топлива в цилиндры, количество поступающего воздуха, режим фаз газораспределения и другие параметры. Также такой компьютер способен управлять тормозной системой, дополнительными блоками управления (например, автоматической трансмиссии или топливной системы), системой климат-контроля, аварийным тормозом, круиз-контролем и другими системами. Основной блок управления мгновенно определяет такие параметры двигателя, как давление в системе смазки, температуру в системе охлаждения и самого двигателя, количество оборотов коленчатого вала, заряд АКБ и т.д.
Современные бортовые компьютеры могут объединять все перечисленные выше параметры, а могут быть выполнены в виде отдельных устройств, которые можно подключить к сервисному разъему электронной системы транспортного средства.
Установка БК для инжектора
Подключить бортовой компьютер достаточно просто. На ВАЗ 2110 предлагаются несколько моделей – штатная, которая занимает место стандартных часов или универсальные, которые могут располагаться по усмотрению.
- Необходимо найти стандартный разъем для подключения. Снимите с ваз 2110 накладку в нижней части торпед, как правило, он находится там.
- Далее следует отыскать провод K-line и подключить его к ЭБУ автомобиля. Место провода указано на схеме подключения бортового компьютера (см. фото).
К отдельным разъемам можно подсоединить датчик температуры воздуха (лучше устанавливать в заднем бампере или возле рулевых наконечников), расхода топлива или скорости авто. Распиновка колодки указана выше.
При необходимости можно установить бортовой компьютер дополнительно к штатному. Это позволит сэкономить место на панели. К примеру, компьютер Сигма или Штат, устанавливаются на ВАЗ 2112 вместо стандартной заглушки блока САУО и не надо производить распайку контактов. Необходимо присоединить три контакта – 12-ти вольтовый, K-line и масса.
Преимущества эксплуатации бортового компьютера
Кроме широкого набора измерительных функций, большинство бортовых компьютеров обладают и средствами диагностики систем автомобиля, позволяющими считывать коды неисправностей без подключения какой-либо дополнительной аппаратуры. Как правило, расшифровка этих кодов содержится в сопроводительной документации к бортовому компьютеру.
Такой функционал, кроме чисто экономической выгоды в виде экономии на диагностике двигателя в сервисном центре, позволяет водителю принять решение об устранение неполадок на их первоначальном этапе, не допуская более серьезных поломок машины.
Также к преимуществам бортовых компьютеров можно отнести наличие световой и звуковой сигнализации, информирующей о неполадках в бортовой сети или, например, перегреве двигателя автомобиля.
Назначение и классификация бортовых автомобилей
Для перевозок грузов автотранспортными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые (рисунок 1), самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами.
Рисунок 1 — автомобиль КАМАЗ 65117
Бортовой автомобиль — это грузовой автомобиль, предназначенный для транспортировки товаров, не требующих специального температурного режима, имеющих большие габариты, сыпучих и строительных грузов и т. д. Основное и единственное потребительское свойство бортового автомобиля — это именно перевозка грузов. Бортовые автомобили могут комплектоваться каркасом с тентом, задними распашными воротами или «шторами».
Бортовые автомобили относятся к I группе по классификации (автомобили-фургоны общего назначения).
Грузовые бортовые автомобили могут иметь разное назначение. От этого зависит вид колесной формулы (4х2, 4х4, 6х4 ли 6х6). По объему кузова и грузоподъемности они подразделяются на крупнотоннажные (более 7 тонн), среднетоннажные (до 7 тонн) и малотоннажные (менее 1 тонны).
По типу кузова автотранспортные средства подразделяются на автомобили с кузовом общего назначения для перевозки любых видов грузов в пределах его вместимости (бортовые автомобили), автомобили с кузовом для перевозки определенного вида строительных грузов (самосвалы, автогудронаторы и др.) и автомобили со специальным кузовом (фургоны, цистерны и т. д.).
По функциональному назначению бортовые автомобили, применяемые в дорожном строительстве, относятся к вспомогательному транспорту, также как и легковые автомобили, автофургоны и автобусы.
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 существует следующая система обозначения АТС: Первая цифра обозначает класс АТС: по полной массе — для грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа. Вторая цифра указывает на тип АТС: грузовой автомобиль или пикап — 3.
Таблица 1 — Данные для грузовых автомобилей по полной массе
Полная масса, т |
Эксплуатационное назначение автомобиля |
|||||
Бортовые |
Тягочи |
Самосвалы |
Цистерны |
Фургоны |
Специальные |
|
до 1.2 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
19 |
1,2 до 2,0 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
29 |
2,0 до 8,0 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
39 |
8,0 до 14,0 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
49 |
14,0 до 20,0 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
59 |
20,0 до 40,0 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
69 |
свыше 40,0 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
79 |
Примечание:
Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС:
1 — легковой автомобиль;
2 — автобус;
3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 — седельный тягач;
5 — самосвал;
6 — цистерна;
7 — фургон;
8 — резервная цифра;
9 — специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;
5-я цифра — модификация автомобиля;
6-я цифра — вид исполнения: 1 — для холодного климата, 6 — экспортное исполнение для умеренного климата, 7 — экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и др. Это указывает на то, что базовая модель имеет модификации.
Перед полным цифровым индексом ставится через дефис буквенное обозначение (марка) завода изготовителя (аббревиатура или условное название, например ГАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Урал).
Например, КамАЗ-43114 означает, что марка завода изготовителя — КамАЗ, 4 — полная масса от 8 до 14 тонн, 3 — автомобиль бортовой, 11 — модель, 4 — модификация.
Открытая бортовая платформа применяется для перевозки грузов, устойчивых к внешним погодным воздействиям, представлена на рисунке 2.
Грузоподъемность: 3 — 25 тонн
Рисунок 2 — Открытая бортовая платформа
Такие автомобили используются для грузов всех видов, кроме жидких и без тары.
Бортовые автомобили также используются для перевозки контейнеров или же грузов в пакетах.
Также бортовые автомобили могут быть укомплектованы такими устройствами, как бортовые манипуляторы или краны портального типа .