Как безопасно ездить в туман и в условиях недостаточной видимости
Езда в туман – одно из самых рискованных упражнений, которые приходится осваивать водителю. Особая опасность в том, что главную ошибку водителя исправить уже невозможно. О том, как нужно ездить в туман , в публикации 24Авто.
Туман – в отличие от гололеда, сугробов, ям и прочих типичных дорожных препятствий – не мешает давить на газ и нестись вперед с любой скоростью. Особенно, если дорога с разметкой и других машин на дороге мало. Но несется такой смелый водитель обычно прямо в бездну, потому что когда в 20 метрах от его капота из серой мглы вдруг выплывает медленно ползущий грузовик, предпринимать что-либо уже поздно.
Скорость
Поэтому разумная скорость – это первый ответ на вопрос, как нужно ездить в туман. Скорость должна быть такой, чтобы расстояния видимости вам хватило для экстренной остановки. Угадать нужный предел непросто, потому что густота тумана редко бывает стабильной, непрерывно меняясь. А также часто мешает обманчивое самоуспокоение, которое через некоторое время овладевает водителем: вот уже четверть часа я еду в этом белом молоке, и ничего плохого не происходит – и скорость как-то сама собой нарастает.
Между тем, расстояние, с которого видны габаритные огни других автомобилей, в тумане сокращается в несколько раз – и горе, если оно окажется меньше вашего остановочного пути. А ведь на наших дорогах встречается множество объектов, не освещенных и вообще никак не обозначенных.
Свет
Еще одна неприятность, которую несет с собой туман, это невозможность видеть дорогу. Во многих случаях немудрено съехать с проезжей части в кювет или еще дальше. Легче держаться на курсе, если на асфальте есть разметка и обочины обозначены столбиками или отбойниками. Ну, а если покрытие «украшено» ямами, то дела совсем плохи: ко всем прочим угрозам прибавляется перспектива ремонтировать подвеску или менять колесо на обочине в условиях ограниченной видимости.
Днем свет фар в тумане помогает мало, но их нужно включить, чтобы сделать свою машину заметной для других участников движения. А вот ночью фары, естественно, необходимы. Дальний свет при езде в тумане только вредит, подсвечивая мельчайшие капельки воды, из которых состоит туман, он создает перед капотом белую непроницаемую стену. Иногда подобным образом ведет себя и ближний свет, в таком случае можно попробовать при помощи корректора фар опустить луч максимально вниз, обычно видимость после этого улучшается.
Конечно же, если машина укомплектована противотуманными фарами, их нужно включить. Они будут освещать дорогу лучше обычных, поскольку светят по низу, над дорогой, где плотность тумана всегда меньше. Как вариант, в некоторых условиях противотуманки лучше использовать без ближнего света.
У всех нынешних автомобилей есть задний противотуманный фонарь (фонари), который, по сути, является мощным габаритным огнем – обозначает автомобиль на дороге при виде сзади. Но им нужно пользоваться с оглядкой, поскольку он может слепить едущих сзади водителей. Наиболее эффективен этот свет на загородной дороге или в очень густом тумане.
Технические средства
Поскольку в туман из-за руля не всегда понятно, какие внешние осветительные приборы включены, нужно заранее разобраться, как правильно управлять передними и задними противотуманками. Дело в том, что не у всех автомобилей органы управления светотехникой интуитивно понятны, а при неожиданной встрече с зоной тумана фары и задние огни нужно включать незамедлительно.
Рекомендации по управлению автомобилем в тумане
Если на улице сильный туман или прогноз погоды обещает подобные явления, от поездки на автомобиле лучше всего отказаться или перенести на другой день. В ситуациях, когда поездку отменить невозможно, исключить внештатные ситуации помогут следующие рекомендации:
Садиться за руль можно только хорошо отдохнувшим, с максимальной концентрацией, уверенностью в своих силах и технических характеристиках транспортного средства.
При первых признаках появления тумана необходимо включить фары, в том числе противотуманные. Если видимость низкая, также включаются задние противотуманные фонари. Дальний свет включать не требуется, так как можно ослепить водителей встречных автомобилей.
Избежать запотевания стекол можно при включении кондиционера и вентилятора. Поступающий воздух осушает салон, улучшает видимость, насколько это возможно. При этом поток воздуха необходимо направлять на лобовое и боковые стекла.
При наличии обогрева заднего стекла, данную функцию также нужно активировать.
Необходимо обратить внимание на увеличение дистанции между автомобилями. Такой подход даст водителю больше времени на реакцию при возникновении внештатных ситуаций
Снижение скорости позволит сконцентрироваться на управлении, а также больше обращать внимание на разметку и встречный транспорт. В туман необходимо прекратить любые разговоры в салоне, для того чтобы не отвлекаться от вождения
Желательно отключить музыку
В туман необходимо прекратить любые разговоры в салоне, для того чтобы не отвлекаться от вождения. Желательно отключить музыку.
Если световые приборы забросало грязью, следует остановиться на обочине и почистить фары.
Длительное движение при сильном тумане не допустимо. Если нет возможности перенести поездку, необходимо периодически останавливаться и отдыхать.
Резкие повороты руля и торможения также необходимо исключить. В противном случае возможны заносы и потеря управления. Сзади едущий автомобиль также может не успеть остановиться.
Управление транспортным средством в туман можно сделать безопасным, если следовать рекомендациям. При этом за безопасность находящихся в салоне людей отвечает водитель. Если существует возможность, поездку лучше отменить
В противном случае максимальная аккуратность и осторожность в управлении является обязательными условиями эксплуатации автомобиля в туман
Помочь в управлении автомобилем и обеспечить крепкое сцепление с дорогой в туман помогут хорошие шины : в нашем каталоге вы найдете большой ассортимент летних и зимних шин различных размеров для любых автомобилей.
Основные правила для безопасной езды в тумане
Чтобы максимально обезопасить себя и других участников дорожного движения от возможных очень печальных последствий дорожных происшествий, обусловленных туманом, следует запомнить несколько правил и рекомендаций, и руководствоваться ими при езде в условиях ограниченной видимости.
Главное и самое надёжное правило, касающееся езды в туманную погоду, заключается в том, что при наличии возможности воздержаться от поездки в тумане, и лучше всего использовать такую возможность. Лучше максимально подстраховаться и отложить запланированные дела, чем попасть в беду.
Если же возможности отложить поездку нет, стоит помнить, что основным залогом безопасной езды в условиях тумана является значительное снижение скоростного режима. Если вы попали в туман внезапно, уже совершая свой маршрут, помните, что к месту назначения вы в любом случае прибудете с опозданием. Поэтому, попав в туман, выбирайте ту скорость движения, при которой вы наверняка сможете адекватно среагировать на возникшее препятствие, успев затормозить или совершить иной манёвр.
В условиях плохой видимости скорость может составлять, как 20, так и 5 км/ч. Вообще, существует «золотое» неписаное правило установления скоростного режима езды в тумане: показатель скорости автомобиля должен быть меньше половины показателя расстояния видимости.
Так, к примеру, если видимость не превышает двадцати метров, то скорость движения автомобиля в таких условиях не должна быть более десяти километров в час. А, если туман слишком густой и видимость на дороге не превышает двух метров, настоятельно рекомендуется прекратить движение и остановиться. Лучше подождать, пока столь плотный туман рассеется, потеряв при этом немного времени, чем впоследствии жалеть об опрометчивом решении ехать вслепую.
Останавливаясь на шоссе, нужно постепенно прижиматься к правой обочине дороги. Ориентируйтесь по расположенным вдоль обочины предметам – деревьям, домам, заборам. Самым лучшим вариантом будет съезд с полотна дороги подальше на обочину. При этом обязательным условием будет включение габаритных огней или аварийной сигнализацию, вне зависимости от времени суток.
Дополнительные негативные факторы езды в тумане
Учитывая, что туман представляет собой мельчайшую водяную пыль, на ветровом стекле движущегося в тумане автомобиля постепенно скапливается влага, создающая дополнительные препятствия обзору. Поэтому, при движении в тумане, стоит включить дворники ветрового и обогрев заднего стекла. Не забывайте и об эффекте аквапланирования, который может быть спровоцирован водянистой плёнкой от густого тумана на дорожном покрытии. В таких условиях тормозной путь значительно увеличивается.
Водитель, управляющий автомобилем в условиях недостаточной видимости, практически всё время движения вынужден пребывать в состоянии высокого эмоционального напряжения и повышенной опасности. Такое состояние провоцирует быструю утомляемость и резкое снижение внимания. Чтобы отсрочить переутомление, не стоит смотреть длительное время непосредственно на дорогу перед автомобилем, кроме того, это поможет не потерять ориентацию на затуманенной дороге.
Если туман не рассеивается на протяжении длительного времени, особенно в ночное время суток, стоит периодически останавливаться для отдыха и снятия нервного напряжения. Ни в коем случае нельзя пытаться как можно быстрее преодолеть местность, покрытую туманом, вопреки усталости, надежнее и безопаснее переждать туман, съехав с дороги.
Как вести себя автомобилисту в случае возникновения густого тумана
- Нужно увеличить интервал времени между мимо проезжающими автомобилями. В простых привычных ситуациях дистанция до ближайшей машины преодолевается за пару секунд, но в полосе тумана требуется увеличить это расстояние вдвое.
- Высокая атмосферная влага, оседающая на лобовом стекле, ухудшает реальную картину, поэтому нужно включить дворники.
- При отсутствии в машине противотуманок нужно включить в ручном режиме ближний свет.
- Выключить музыку в салоне. Окно двери держать открытым, поскольку в туманной пелене звуки слышны отчётливее — это поможет услышать сигналы других автомобилистов и другие звуки намного раньше, чем увидеть свет фар или силуэты.
- При запотевании стёкол — открыть окна или включить электрообогреватель заднего стекла.
- Постоянно контролировать скорость по спидометру.
Чего не нужно делать
- Подъезжать близко к машине, движущейся впереди.
- Идти на обгон для скорого выезда из тумана.
- Смотреть в одном направлении — зрение теряет фокус, глаза начинают слезиться и быстро утомляются.
- Заезжать на стоянку. В непроницаемой мгле легко не увидеть припаркованный транспорт или пешехода.
- Совершать резкие манёвры.
- Пользоваться дальним светом — он слепит встречных автомобилистов, что повышает опасность столкновения с другими транспортными средствами.
Уход за фарами
Большую ценность в деле обеспечения безопасности машины при езде в тумане представляют световые приборы автомобиля, поэтому о них желательно позаботиться заранее. Часто водители вспоминают о неисправности фар машины, лишь когда по какой-то причине фары недостаточно хорошо освещают дорогу или когда их слепит встречный автомобиль.
Любая фара состоит из источника света, отражателя, рефлекторного стекла и корпуса с креплением. Главные правила в ухода за фарами:
- Загрязнённые световые приборы нужно мыть водой, используя распылитель и мягкую тряпку с микрофиброй.
- Нельзя протирать грязные фары мокрой губкой или салфеткой — это приведёт к царапинам и помутнению. Световые лучи будут рассеиваться бесконтрольно и качество освещения существенно снизится.
- Нужно следить за состоянием резинок и чистотой вентиляционных отверстий. Если в фару попадёт пыль, сила освещения ухудшиться.
- Перегоревшую лампочку следует заменить на такую, которая указана в паспорте авто.
Выезжая в туман, следует заранее позаботиться о чистоте и рабочем состоянии всех фар. Если при движении автомобиля фары слабо освещают дорогу, нужно остановиться на обочине и хорошо их протереть, предварительно включив проблесковые маячки и аварийные огни.
Что такое недостаточная видимость
В соответствии с определением, данным пункте 1.2 ПДД, недостаточной считается видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Недостаточная видимость лишает вас возможности видеть объекты дорожной обстановки на достаточно далеком расстоянии. Становится трудно разобраться в том, что происходит впереди по движению.
Из-за этого приходится очень сильно напрягать бдительность, а эти усилия требуют большого нервного напряжения. В таком состоянии повышенного внимания находятся все присутствующие на данном участке дороги.
Каждый из них в любой момент может совершить нечто, что выходит за рамки концепции безопасного движения.
Что необходимо делать в таких случаях? Для начала есть смысл вспомнить о том, что входит в необходимые условия для безопасного передвижения по дорогам. Это:
- безопасная дистанция (такая, которая обеспечит необходимое время для маневра или остановки, не прибегая к экстренному торможению);
- безопасная скорость (такая, при которой водитель сможет правильно оценивать дорожную обстановку и безопасно выполнять маневры);
- безопасный боковой интервал.
Если вы, управляя автомобилем, регулируете и контролируете эти условия, то вы обеспечиваете себе относительно спокойное и безопасное движение.
Предположим, вы движетесь по дороге в плотном транспортном потоке, и впереди вас едет большой грузовик или, например, большой рейсовый автобус.
Сменить полосу у вас нет возможности, так как вторая полоса занята другим транспортным средством. Справа от вас – край проезжей части.
Габаритное ТС, едущее впереди вас, перекрывает вам обзор, и из-за этого вам трудно увидеть дорожные знаки впереди по движению, да и общую обстановку в целом.
Ситуация усугубляется, если это происходит во время дождя или по грязной снежной «каше», перемешанную с противоледными реагентами.
В таких условиях грязный шлейф из-под колес едущего впереди автомобиля «ложится» на ваше лобовое стекло, дополнительно ухудшая и без того недостаточную видимость.
Единственный выход из такой ситуации, чтобы обеспечить себе обзор — это увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля. Стекла от этого чище не станут, но появится дополнительное время на принятие решения для маневра.
Не нужно бояться того, что в этот «просвет» кто-нибудь сразу вклинится. Если, все же, вас кто-то обогнал, и вклинился перед вами, то можно опять немного сбавить газ, и увеличить дистанцию – отпустить того вперед.
Этим самым вы обеспечите себе обзор и дополнительное время для того, чтобы успеть в случае необходимости среагировать, например, плавно затормозить.
Теперь о том, с какой скоростью двигаться в сложных дорожных (или погодных) условиях.
Правило выбора скорости движения любого транспортного средства формулируется следующим образом: скорость движения автомобиля (автобуса, мотоцикла, велосипеда и т.д.) должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.
Поэтому, когда видимость дороги ухудшена погодными условиями (туман, снегопад, сильный дождь, песчаная буря), снижение скорости для всех участников дорожного движения просто необходимо. В противном случае, возможна «цепная реакция» столкновений.
С величиной бокового интервала, когда автомобили двигаются строго по своим полосам или, даже, по неразмеченным рядам, вопросов, обычно, не возникает
Важно поддерживать боковой интервал достаточным для того, чтобы не соприкоснуться бортами
Далее — особенность движения в условиях тумана, движение автомобиля в дождь и снегопад. Особенность не физического перемещения, а в плане видимости и восприятия дорожной обстановки в перечисленных условиях.
Снизьте обязательно скорость
Как мы уже выше сказали, согласно установленным правилам дорожного движения, при плохой видимости вы обязаны снизить на автомобиле скорость. Но, к большому сожалению, часто в густой туман некоторые (а то и большинство) водителей теряют само ощущение истиной скорости, особенно тогда, когда по бокам их окружает одна только мгла. В результате этого водители начинают двигаться быстрее, чем им самим кажется.
Многие же из водителей очень часто попадают в аварию в туман по причине своего ошибочного мнения, что их автотранспортное средство не способно спрятаться в тумане полностью. Так некоторые из таких водителей полагают, что несмотря на большую скорость они все-равно смогут и успеют вовремя заметить другие транспортные средства и снизить скорость машины или вообще затормозить.
Тем не менее, запомните для себя друзья, на самом деле у таких водителей есть определенная проблема с их логикой мышления. Туман как-раз и может скрывать в себе или за собой большегрузные автомобили, которые из-за густой мглы или тумана на дороге могут полностью скрываться от обзора.
Ведь на дороге вы друзья можете повстречать не только движущийся автомобиль, но и припаркованный на обочине без каких-либо или габаритных огней.
Поэтому запомните, в такой ситуации, как густой туман, вам необходимо снизить скорость автомобиля как минимум в два раза
Чтобы хорошо ориентироваться в густом тумане обращайте свое внимание на столбы от дорожных знаков или на фонарные столбы, которые обязательно укажут вам, где находится край дороги
Цвет настроения — жёлтый
Самые популярные цвета «противотуманок» — жёлтый и белый. Последний можно считать данью дизайну и моде — слишком уж выбиваются жёлтые фары из техностиля современных машин. Но именно жёлтые ПТФ наиболее эффективны в тумане.
Физически свет — это электромагнитное излучение с определённой длиной волны, от которой зависит видимый глазу цвет. Чем короче волна, тем сильнее рассеивание света. В условиях тумана этот фактор становится критичным: коротковолновая синяя часть спектра создаёт перед водителем засветку, поэтому не подходит для ПТФ. Белый свет является приемлемым компромиссом, но лучше всего туман «пробивает» длинноволновой жёлтый свет, почти не рассеиваясь в каплях воды.
Длина волны связана с цветовой температурой света, измеряемой в кельвинах (K). Для борьбы с туманом лучше всего подходят тёплые цвета от 2000 до 3500 K — учитывайте это при выборе ламп для противотуманных фар. Хотя если в ПТФ жёлтым выполнено само стекло, то достаточно установить обычную белую лампу согласно заводской спецификации.
Почему опасен туман
При таком атмосферном явлении в воздухе скапливается много воды. Она состоит из многочисленных частиц водяного пара. При холодной погоде оно может не рассеиваться до нескольких суток.
При движении в тумане искажается восприятие многих предметов, цветов, трудно различить ориентиры и дорожные знаки. Они кажутся гораздо дальше, чем есть на самом деле. Водителям следует знать, что все цвета также искажаются. Желтый сигнал светофора будет восприниматься с красноватым оттенком, а зеленый станет желтым. Единственное, доверять можно красному цвету, он остается неизменным.
Эту информацию необходимо использовать при переезде перекрестка, регулируемым светофором. Именно на таких участках происходят больше всего столкновений. Зачастую он носят цепной характер, то есть в аварию попадают сразу несколько автомобилей, следующих друг за другом.
Еще одной опасностью для водителей является запотевание окон, которое возникает из-за разности температур внутри салона и снаружи, а также оседания капель воды на стеклах. Это делает ситуацию еще более опасной.
Кроме того, необходимо учитывать, что свет от передних фар при взаимодействии с туманным облаком рассеивается в обратном направлении, то есть к водителю. Это явление в лучшем случае создаст перед лобовым стеклом молочно-белую завесу, а в худшем – ослепит водителя.
Это интересно: Перевозка опасных грузов — основные правила
Как ездить на машине в туман?
- Подробности
- Категория: Автошкола
- Опубликовано 07.10.2021
Туман – одно из опасных природных явлений, которое может встретиться на пути водителя. Как безопасно ездить в туман – несколько советов от портала Avtospravochnaya.com.
Туман существенно ухудшает видимость на дороге. Опасное свойство тумана для водителя – он не только существенно снижает видимость, но и ухудшает восприятие расстояния до объектов. Если на дороге туман, расстояние до встречных автомобилей воспринимается бОльшим, чем есть на самом деле. Не зря вопрос, касающийся восприятия расстояния до автомобилей в тумане, включён даже в программу билетов во время экзамена на права в ГИБДД.
Это свойство тумана может сыграть злую шутку при обгоне, проезде нерегулируемого перекрестка или при встречном разъезде. Именно поэтому, первый совет – избегайте лишних обгонов и торопливых действий в тумане.
Второй совет связан с тем, что туман ухудшает видимость. Заметьте, сколько автомобилей во время тумана неожиданно появляются перед Вами или на встречной полосе. Сельхозтехника без габаритных огней, «шумахеры» без единой горящей лампочки на машине, пешеходы в тёмной одежде, фуры, припаркованные на дороге или обочине — про них тоже не стоит забывать. Именно поэтому, попав в туман – плавно снижаем скорость до минимальной. Скорость нужно выбирать таким образом, чтобы иметь возможность в случае возникновения опасности на дороге снизить скорость, вплоть до полной остановки.
Как ездить на машине в туман: видео
Третий совет связан с предыдущим. Если на тех, кто максимально скрывает свое существование в тумане, мы не можем повлиять, то максимально обозначить свой автомобиль для других вполне в наших силах. Для этого включаем задние противотуманные фары и передние (при их наличии). Таким образом, автомобиль будет заметен на максимальном расстоянии другим участникам дорожного движения — и водителям, и пешеходам.
Еще один совет касательно световых приборов. Туман представляет собой мелкие капли воды, взвешенные в воздухе. Именно поэтому, туман отлично преломляет и «гасит» свет автомобиля. Поэтому, для улучшения видимости чаще всего бесполезно включать дальний свет. Лучше использовать ближний свет в сочетании с противотуманными фарами. Противотуманные фары находятся невысоко над дорогой, поэтому свет как бы стелется под туманом.
В случае дальнейшего ухудшения видимости, когда возможно движение только на самой минимальной скорости, включите дополнительно аварийную световую сигнализацию, чтобы ее морганием привлечь внимание торопящихся водителей, которые как назло в условиях недостаточной видимости только сильнее жмут на педаль газа. Если они хотят разбиться — это их решение, но постарайтесь не стать вторым участником этой дуэли
Если Вы попали в такой сильный туман на загородной трассе, ближний свет с противотуманными фарами уже не помогают, а расстояние видимости не превышает нескольких десятков метров, лучше съехать с дороги и переждать, чем попасть в ДТП на ровном месте.
Делать это нужно очень осторожно, чтобы никто в Вас не въехал, и не въехать куда-нибудь самому. Останавливаться в туман на дороге или обочине опасно
Самое безопасное – съехать на второстепенную дорогу, остановиться в кафе, на заправке или стоянке для грузовиков. Чаще всего, туман рассеивается довольно быстро — не стоит рисковать жизнью и здоровьем ради минут или даже часов. Даже в случае небольшого ДТП — оформление его займёт гораздо больше того времени, которое Вы могли бы спокойно переждать в придорожном кафе за чашечкой чая или кофе.
- Как сдать экзамен на права в 2021 году? — 29/03/2021
- Как не «отпраздновать» «день жестянщика»: 4 совета — 15/10/2020
- Какие поворотники нужно включать на кольце? — 14/05/2020
- Можно ли ехать по левой полосе при свободной правой? — 14/05/2020
- Как выехать из грязи, если машина застряла? — 23/04/2020
Движение в условиях тумана
Туман – атмосферное явление при изменении температур воздуха, когда воздух наполняется взвешенными капельками воды – конденсация водяного пара. Туман образовывается в низинах, где большая влажность и может, как быстро возникнуть, и так же быстро исчезнуть.
Казалось бы, вы только что ехали, и ничего не было, а тут вдруг – перед глазами настоящее молочное облако. Хуже всего, что за этой молочной пеленой может находиться все, что угодно – и ямы, и машины, и любое другое неожиданное препятствие.
Чем опасно движение в условиях тумана?
О том, что в сильном тумане видимость почти нулевая, даже говорить не приходится. Но главная особенность тумана – это его способность обманывать наше зрение, искажая картину действительности. Все объекты в тумане кажутся дальше, чем находятся на самом деле, т.е. туман очень сильно отдаляет предметы. А скорость автомобиля наоборот, кажется меньше, чем в действительности.
Если вы внезапно въехали в туман, то есть смысл немедленно погасить скорость и включить противотуманные фонари, если такие имеются. Целесообразно сбавить скорость даже в том случае, если вы движетесь по знакомой местности.
Есть два негласных правила, как нужно себя вести в процессе движения в условиях тумана: это стараться быть максимально заметным для других и самому активно смотреть по сторонам.
Откройте окно – в тумане очень хорошо передаются звуки – и вы будете слышать все вокруг. Возможно, вы услышите приближающийся автомобиль и звуковым сигналом дадите ему знак о своем присутствии. Если туман такой густой, что ничего вообще не видно, то есть смысл переждать его в стороне от дороги, и продолжить движение после того, как прояснится.
Двигаясь в потоке машин в условиях тумана, отстаньте от едущей впереди машины на несколько метров – на самом деле она ближе, чем вам кажется. Визуально туман увеличивает расстояние, поэтому легко обмануться.
Надо помнить, что туман – это вода. Ее капельки оседают везде, в том числе и на дороге. А на влажном покрытии становится скользко и тормозной путь увеличивается. В самый раз вспомнить приемы торможения на скользкой дороге.
Скорость автомобиля при движении в условиях тумана нужно контролировать в зависимости от уровня видимости, в особенности, если приходится ехать в тумане ночью. Рекомендуется использовать или противотуманные фары, или ближний свет. Дальний свет в тумане не помощник, помеха, потому что световой пучок направлен вверх и туманное «молоко» становится более плотным.
Движение автомобиля в снегопад
Падающий редкий снег чем-то напоминает небольшой дождь — особых помех не доставляет. Снежинки, попадая на теплое стекло, тают, и лишний раз приходится включать «дворники». Свежий снег легко проминается и утрамбовывается колесами проезжающих машин.
Когда идет плотный снег, то в плане видимости создается такое же ощущение, как и в сильный дождь — впереди белая стена, особенно, если снег уже покрыл землю и не тает. Что можно видеть вокруг? Тени, контуры, огни. Все, как в тумане.
Когда снегопад густой, почти единственное, что вы можете отчетливо видеть, — это правый край дороги. Еще, возможно, будет видна середина дороги и габаритные огни передних автомобилей, которые, между прочим, периодически будут теряться в снежной пелене.
Видимость дороги очень недостаточная, и движение, в целом, будет осложняться толщиной снежного покрова.
Техника безопасности движения автомобиля в снегопад примерно такая же, как и во время движения в условиях тумана, но с дополнением в виде преодоления толщи налипающего снега. Несколько приемов управления автомобилем в снегопад — в статье Вождение автомобиля зимой. Маневрирование.
Подводя итог, что можно сделать, чтобы адаптироваться к недостаточной видимости, и таким образом обеспечить себе возможность своевременного реагирования на опасность?
Такая возможность достигается выбором тактики движения автомобиля:
- Снижайте скорость. Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах видимого участка дороги, той видимости, что у вас есть.
- Увеличивайте дистанцию. Помните, что в условиях недостаточной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра, даже для остановки.
При очень плохой видимости, когда границы дороги вместе с машинами становятся трудно различимы, целесообразно покинуть дорогу (найти для этого удобное место, что тоже довольно не легко), и подождать там улучшения погодных условий. А когда остановитесь, не забудьте включить аварийную сигнализацию.
Вот такая особенность движения в условиях недостаточной видимости — в условиях тумана, дождя и снегопада. В следующей статье рассмотрим особенности вождения автомобиля в темное время суток.
Навигация по серии статей
<< Выполнение разворота. Часть 2Движение в темное время суток >>
Как избежать аварии?
Протрите стекла
Избавьтесь от тумана внутри автомобиля — не начинайте движение с запотевшими окнами. Опустите стекла или включите обдув, чтобы уравновесить влажность внутри и снаружи автомобиля. Не забывайте протирать стекла изнутри, следите за чистотой зеркал и фар. Фары должны быть правильно отрегулированы. Убедитесь в эффективности «дворников» и следите за уровнем омывателя.
Будьте на виду
Помимо передних «противотуманок» (если они есть), не забывайте включать задний противотуманный фонарь
В особо сложных условиях включите «аварийку», чтобы сильнее привлечь к себе внимание. И сами будьте на чеку, поглядывайте в зеркала заднего вида
Не слепите встречных дальним светом, но периодически переключайтесь на него: так встречные будут вас замечать и края дороги лучше будут просматриваться. Запаситесь парой зажигательных сигнальных палочек. В случае аварии лучше их выставить, вместо треугольных знаков.
Держите дистанцию
В условиях плохой видимости вероятность того, что впереди едущая машина резко затормозит или станет звеном цепной аварии, возрастает. Да и не следует особо доверять попутной машине, даже если вам так проще. Ведь не факт, что едущий впереди водитель держит безопасную скорость. И вы ведь не будете съезжать за ним в кювет при ошибке «ведущего». Туман бывает и в гонках, но мастерство пилотов настолько велико, что на скорость погодные условия почти не влияют
Не «гоните»
Скорость определяется видимостью: если видно на 10 корпусов вашей машины (40-45 м), то скорость должна быть до 50 км/ч. Если дальность втрое меньше, сбросьте скорость до 25 км/ч. Не забывайте, что в тумане запрещены обгоны, и старайтесь по возможности не нарушать это правило. Ведь на дороге могут быть не только другие автомобили, но и на обочине — велосипедисты или пешеходы.
Будьте бдительны
В тумане глаза больше напрягаются и быстрее устают, поэтому не стесняйтесь останавливаться на отдых. Может возникнуть оптический обман, когда фонари впереди едущей машины могут казаться дальше, чем есть на самом деле. Откройте окна, чтобы лучше слышать происходящее «за бортом». При необходимости не стесняйтесь использовать звуковой сигнал: даже если вы видите машину, не факт, что её водитель видит вас. Если есть навигатор, увеличьте масштаб, и чаще поглядывайте на него.
Действуйте на опережение
В туман можно попасть неожиданно, например, пересекая небольшую речушку ранним утром. Завидя издалека белёсую дымку, загодя включите ближний свет и противотуманные фары, сбросьте скорость до безопасной и приглушите музыку, чтобы ничто не отвлекало от дороги. В условиях ограниченной видимости раздумывать о контраварийном приёме будет некогда, придётся действовать молниеносно.
Рецептов скоростного передвижения в туман не существует, если вы хотите безопасно вернуться домой. На родине Шерлока Холмса из-за тумана движение вовсе могут остановить на пару дней, понимая, что куда-либо доехать, не видя дальше своего капота, затруднительно. В таких случаях лучше поискать альтернативный путь или вовсе отступить и переждать туман в безопасном месте.
Основные трудности при управлении транспортным средством в условиях ограниченной видимости
Безопасность дорожного движения является основным условием при управлении транспортным средством. Если человек не подготовлен к езде в тумане, по скользкому дорожному покрытию, в снег или дождь, ночное время, от поездки лучше всего отказаться. Управление при сильном тумане создает следующие трудности:
Резко снижается видимость. Водитель зачастую ориентируется только по дорожной разметке. Свет фар встречной машины пробивается сквозь туман на небольшом расстоянии.
В салоне автомобиля запотевает и покрывается капельками влаги лобовое и боковые стекла. За счет такой особенности обзорность снижается еще больше.
Дорожное полотно за счет сильной влажности становится скользким. Часто туманы фиксируются в осеннее время, при низких температурах. В результате дорога может покрываться тонким слоем наледи, опасной при управлении.
Для неопытного водителя туман кажется неприятным явлением и не более того
Отсутствие осторожности и движение в прежнем режиме повышает риск возникновения аварийных ситуаций.
При ограниченной видимости можно легко сбиться с трассы или случайно повернуть с трассы на другую автодорогу.
Управление автомобилем в туман требует от водителя максимальной осмотрительности и осторожности. При этом транспортное средство должно быть в полностью исправном состоянии
В противном случае риск возникновения внештатных ситуаций значительно возрастает.
Скорость
При движении в тумане забудьте об ограничениях скорости. Если дорожные знаки позволяют ехать, скажем, со скоростью 90 км/ч, это не значит, что надо именно так и делать. Кстати, во многих странах устанавливают отдельные ограничения, которые действуют именно в плохих погодных условиях.
Выбор скорости зависит от конкретных условий — насколько густой туман. Двигаться нужно так, чтобы успеть затормозить в случае неожиданного препятствия за пеленой. Иными словами, тормозной путь не должен превышать видимое расстояние. Казалось бы, элементарно, но водители зачастую едут заметно быстрее. А ведь безопасность мнимая. Это происходит из-за оптических особенностей движения в тумане.
Надо помнить, что тормозной путь увеличивается пропорционально квадрату скорости. То есть при повышении скорости в два раза на торможение уйдёт в четыре раза большее расстояние. Чтобы не забивать себе голову формулами, лучше запомнить одно негласное простое правило: скорость должна быть в два раза меньше видимого расстояния. Дальше 100 метров ничего не разглядеть? 50 км/ч на спидометре. Тогда любой водитель успеет среагировать на сюрпризы из тумана.
Ну-ка, моргни! Правила автомобильного этикета
Подробнее
Включите обогрев салона и лобового стекла
Туман частенько приводит к образованию конденсата внутри салона автомобиля. Но самое удивительное здесь другое, а именно, многие водители просто не замечают на стеклах собравшегося конденсата и ошибочно полагают, что падение видимости связано с загрязнением стекол с внешней стороны машины.
Для того, чтобы не допустить образование влаги внутри салона, вам необходимо включить обдув печки обязательно направив такие потоки воздуха на стекла.
Большинство современных автомобилей имеют мощные обогреватели салона. Но, есть еще одна правда, и о ней необходимо помнить, не все к нашему большому сожалению знают о том, как нужно пользоваться печкой. Для этого нужно внимательно ознакомиться с руководством по эксплуатации автомобиля.
Кроме этого, не забывайте пожалуйста друзья включать обогрев и заднего стекла автомашины, нажав соответствующую клавишу на панели. Нагревательные элементы встроенные в стекло в самый короткий срок уберут образовавшийся конденсат на заднем стекле.