Кто развозит горожан?
В Пхеньяне, столице КНДР, по официальным данным проживает 2,5 млн человек. В городе действует 7 троллейбусных, 4 трамвайных маршрута и 2 линии метрополитена с 16 подземными станциями. Данных о числе автобусных маршрутов нет. Инвентарь троллейбусного парка насчитывает около 250 машин местного производства (подробнее об истории троллейбусов Пхеньяна), трамвайные депо эксплуатируют примерно 200 вагонов чешского и швейцарского производства, парк метрополитена состоит из 180–200 немецких вагонов.
Выпуск троллейбусов на маршруты осуществляется с 9 площадок, трамваев – из трёх депо, вагоны метрополитена базируются в двух депо. Капитальный ремонт кузовов осуществляется на отдельно стоящем трамвайном и троллейбусном заводе.
Маршрутная сеть электрифицированного транспорта не выходит за административные границы Пхеньяна. На всех дорогах установлены военные посты, где досматривается весь проходящий транспорт. Действующие автобусные маршруты зачастую являются пригородными. Отправляются автобусы со специальных автостанций, расположенных на окраине столицы.
Пользуются общественным транспортом лишь корейцы. Попасть в салон трамвая или троллейбуса иностранцам не дадут гиды, составляющие ежедневный почасовой досуг для своих подопечных, исключая непредвиденные контакты с местным населением. Примечательно, что даже во время обязательной для всех поездки по центральным станциям пхеньянского метрополитена, покупка билетов исключена.
Главный транспорт города
В отличие от других видов пассажирского транспорта троллейбусу в Пхеньяне уделяют особое внимание. Прежде всего это заметно по числу новых машин, работающих пока лишь в столице КНДР
За последние пять лет парк пхеньянских троллейбусов был обновлен на 70 %.
Маршрутная сеть сегодня – это три несвязанных между собою контактной сетью участка. Таким же образом ведётся и нумерация линий. На каждой сети есть свой первый и второй маршрут. Такое деление было принято в начале 1970 годов. Подобной организации маршрутов нет нигде в мире.
Первая партия троллейбусов, состоящая из 12 машин «Чёллима-9.11» (Chollima 9.11) была построена в 1961 году. До начала пассажирского движения троллейбусы обкатывали по территории завода, где для этих целей соорудили небольшую кольцевую линию. Вторая партия новых машин была построена в 1963–1964 годах. Это были 130 машин «Чёллима-9.11». Вместе с ними в конце 1963 года на линию вышло 5 сочленённых «Чёллима-9.25» (Chollima 9.25), а год спустя их работало уже 24 единицы. Некоторые из них в 1970 годах были переданы в Ковон и Чхонджин, где они открывали троллейбусное движение.
Маршрутная сеть троллейбусов была спроектирована в конце 1950-х годов, её протяжённость должна была составить 44 км. Первую линию открыли от железнодорожного вокзала по главным улицам города до сельскохозяйственной выставки. Второй и третий участки открыли в 1963 и 1964 гг. Ещё две линии построили в 1965 году. В то время интервал движения составлял 2 минуты в час пик и 5 минут в остальное время. Протяжённость контактной сети составляла 35 км. Новые маршруты продолжали строить почти каждый год, их число к 1971 году увеличилось до 8. В 1972 году Ким Ир Сен заявил, что троллейбусы не наносят вреда экологии в отличие от автобусов, и предложил увеличить их число в Пхеньяне с интервалом движения в 1 минуту.
Открытие метрополитена и его последующее развитие привело к закрытию ряда троллейбусных маршрутов в конце 1970 годов, дублирующих подземку. Однако в 1983 году на северной окраине Пхеньяна был открыт десятикилометровый междугородный маршрут к Пхенсону, где располагался завод пищевой промышленности и гидроэлектростанция. Последнюю линию в Пхеньяне проложили в середине 1990-х годов.
ASIA MOTORS
«Asia Motors Industries» была когда-то популярной автомобильной компанией в Корее. Бренд производил коммерческие автобусы и легковые автомобили. На начальном этапе компания работала, как дочернее предприятие «Kia Motors», которое производило внедорожники, небольшие и средние автобусы, крупногабаритные пассажирские автобусы и грузовые транспортные средства.
В 1973 году Правительство Южной Кореи запускает государственный проект по развитию производства топливно-эффективных и бюджетных, экологически чистых автомобилей. С вводом госпрограммы все автопроизводители были обязаны выпускать автомашины с низким потреблением топлива и низким содержанием вредных веществ в выхлопе. «Asia Motors» не смогла выполнить государственные требования и в итоге понесла огромные финансовые потери. В итоге, компания была куплена «Kia Motors». В свою очередь, позднее компания «Hyundai» купила компанию «Kia». В итоге, в 1999 году бренд «Asia Motors» прекратил свое существование.
DAEWOO
«Daewoo» была основана в 1937 году в Bupyeong-gu Инчхон, Южная Корея. На протяжении долгих лет компания несколько раз поменяла свое имя. Так в 1962 году компания называлась «Saenara Motor». В 1965 году автомобильная марка была куплена компанией «Shinjin». Позже компания выпускала совместно с Тойотой новые автомобили и компания «Saenara Motor» была переименована в «Shinjin».
Но свое кардинальное развитие компания получила после того, как начала сотрудничать с компанией «General Motors». Благодаря этому сотрудничеству компания получила доступ на многие рынки мира. Правда на выпускаемой продукции это сотрудничество не отразилось. До 1996 года под брендом «Daewoo», как правило, выпускались клоны других известных марок. Но с приходом Азиатского кризиса компания была продана «General Motors» (в 2001 году), что в итоге положительно отразилось на деятельности компании.
Автобус помогает сменить работу
О былом господстве автобусов в Пхеньяне свидетельствуют редкие архивные фотографии 1950-х годов, где отчётливо видны советские ЗИС-155 и чехословацкие Škoda 706 RO с прицепами. Их значительно потеснили троллейбусы, линии которых проложили по основным центральным улицам в 1960-х годах. В 1970-х годах на городских маршрутах появились венгерские автобусы Ikarus-260, а с 1980-х – чехословацкие Karosa 731 и Karosa 734, многие из них работают до сих пор. В центре города осталось много остановок с внушительным перечнем маршрутов, но самих автобусов нет. Отмена внутригородских маршрутов произошла почти 20 лет назад во время топливного кризиса, когда все перевозки в центре были распределены между троллейбусами, трамваями и метро.
Собственное производство автобусов в Пхеньяне было организовано в 1960-х годах. Это были автобусы марки «Пхеньян» (по-корейски произносится как Пёньон), на хангыля их имя пишется как Pyongyang. Для унификации лучше использовать традиционное название «Пхеньян».
Унифицированные во многом с троллейбусами эти машины работали до середины 1990-х годов, а некоторые экземпляры встречаются и сегодня.
Редкие пассажирские автобусы, среди которых есть новые китайские модели и подержанные «японцы», работают на пригородных маршрутах. На внутригородских линиях курсируют даже двухэтажные междугородные лайнеры! При их виде у неподготовленного туриста может возникнуть ощущение, что город наводнён какими-то экскурсионными группами. Но это всего лишь типичные городские экспрессы, куда набивается по 100 человек, интервалы их движения заметно выше, чем у троллейбусов и трамваев.
Дело в том, что за каждым предприятием или министерством закреплён определённый квартал города – проще жителей одного квартала привезти на одну работу в одно место. Кстати, работу поменять в КНДР можно только по приказу начальства. Но корейцы научились использовать это себе во благо. Если мужу предписали сменить трудовой фронт, то за этим может последовать переезд в квартал, принадлежащий другой отрасли. Жена имеет право сменить место работы по причине лишения доступности к прежнему месту работы.
ПХЁНХВА МОТОРС
«Пхёнхва Моторс»- известная в Северной Корее автофирма под названием «Мир Моторс» является совместным предприятием компаний «Ryonbong General» и Сеульской компании «Pyonghwa Motors». Это совместное предприятие работает по лицензии «Brilliance China Auto» и «Fiat», специализируется на выпуске маленьких и компактных автомобилей, а также выпускает внедорожники и пикапы повышенной проходимости.
Кроме того, компания «Пхёнхва Моторс» имеет эксклюзивные права покупать, продавать и производить автомобили в Северной Корее. Мощность предприятия позволяет компании производить до 10 тыс. автомашин в год. Однако из-за отсутствия в Северной Корее цивилизованного авторынка компания производит всего 300 — 400 шт. автомобилей в год.
Тем не менее, компания «Пхёнхва Моторс» играет важное значение как и для Северной Кореи, так и для автопромышленности Южной Кореи. Компания имеет огромный потенциал роста как внутри Северной Корее, так и на рынках других стран
Автомобильная промышленность Южной Кореи
Как известно, Южнокорейские автопроизводители с самого начала своей деятельности были нацелены на конкуренцию с Немецкими, Японскими и Американскими автомобильными марками. Автомобили с Южной Кореи зарекомендовали себя на мировом рынке, как качественные автомашины, а еще они отличаются красивым современным дизайном. Все это стало возможным благодаря использованию новых исключительных по сегодняшнему времени технологий.
Самые популярные Корейские автомобильные компании:
HYUNDAI
Компания «Hyundai» была основана в 1946 году в городе Сеуле. Это безусловно самая популярная марка из всех Корейских автопроизводителей. Примерный перевод названия компании с Корейского языка означает- «Современная эра». Именно это и объясняет тягу и стремление компании к инновациям и к прогрессу. К примеру, компания «Hyundai» является лидером на рынке производства электроники, лидером по производству нефтяных вышек и является одной из первых компаний в мире, которая может выполнять огромные инфраструктурные проекты.
Автомобильное подразделение компании «Hyundai» (Hyundai Motor Company) было основано в 1967 году. Долгое время в автомобильную компанию никто не верил (во всем мире). Но в итоге, Корейской автомобильной марке удалось сделать то, что не удавалось многим автомобильным гигантам в короткий срок. Например, в прошлом году компания «Hyundai» по объему производства автомобилей обошла такие компании как «Nissan», «Honda» и даже «Ford». Благодаря этому в 2013 году «Hyundai Motor Company» заняла 4-е место в мире по объему производства автотранспорта.
В настоящий момент, автомобильное подразделение «Hyundai» является частью «Kia Automotive Group». По-прежнему «Hyundai» делает ставку на инновации, на высокое качество продукции и на ценовую политику производства новых автомобилей, которые, по мнению руководства должны быть доступны большинству автолюбителей. Именно поэтому Корейские автомобили с самого начала продаж на Российском авторынке стоили не дорого и стали доступны многим гражданам России.
Модельная линейка «Hyundai» включает в себя следующие популярные автомобили:
Hyundai Avante |
Hyundai Accent |
Hyundai Elantra |
Hyundai Equus |
Hyundai i10 |
Hyundai i20 |
Hyundai i30 |
Hyundai i40 |
Hyundai Solaris |
Hyundai Sonata |
Hyundai Veloster |
Hyundai H-1 |
Hyundai ix35 |
Hyundai ix55 |
Hyundai Matrix |
Hyundai Santa Fe |
Hyundai Terracan |
Hyundai Tucson |
Hyundai Porter |
Hyundai County |
Hyundai Getz |
Трамваи Пхеньяна
В прошлом столетии трамвайное движение в Пхеньяне открывали дважды. Первый пуск состоялся 20 мая 1923 года, когда страна попала под японский протекторат. Линия длиной 5,2 км пролегала от вокзала, где находилось депо, в центр города. Маршрутная сеть трамвая дважды расширялась. Первый раз в 1935 году, последний в 1948-м. Протяжённость сети увеличилась до 15 км. Вся инфраструктура была уничтожена в 1951 году, во время корейской войны. Восстанавливать трамвай тогда не стали, а вместо этого было развито автобусное сообщение, которое затем частично заменили троллейбусами.
Вновь о строительстве трамвайных маршрутов заговорили в конце 1980-х годов. Первую очередь протяжённостью 20 км было решено построить в центре Пхеньяна с ответвлением в жилой район Мангёнде, расположенный в восточной части столицы. Прокладка пути, установка опор контактной сети, строительство депо и тяговых подстанций велось с февраля 1989 года.
Открытие движения приурочили к 79-му дню рождения Ким Ир Сена 12 апреля 1991 года. На протяжении следующих 10 лет трамвай активно строили во многих районах города, где до этого работали троллейбусы.
Подвижной состав для Пхеньяна заказали в Чехословакии. Сначала поступили 45 трёхсекционных сочленённых вагонов «Татра» КТ8D5К. Затем было приобретено 129 вагонов Tatra T6B5K. Последняя партия вагонов, состоящая из 50 сочленённых KT-4K, перед началом эксплуатации в Пхеньяне была модернизирована на китайском заводе в Шеньяне, где их кузова сварили в единую конструкцию, удалив гибкое сочленение. В начале 2000 годов все KT-4K передали в Чхонджин, где с 1999 года было открыто трамвайное движение.
С 1998 года для Пхеньяна покупали только бывшие в употреблении трамваи. Сначала это были Tatra T3 из немецких городов Дрезден (95 штук), Лейпциг (200 штук) и Магдебург (25 штук). В середине 2000 года более 50 старых вагонов Tatra T3SUCS приобрели в Праге.
Рост числа трамвайных вагонов сопровождался строительством и пуском новых маршрутов. Один из которых был проложен к Кымсусанскому дворцу солнца, где находилась резиденция лидера страны Ким Ир Сена, а после его смерти устроен мемориальный комплекс. Специальный маршрут и отдельное депо по его обслуживанию открыли 7 июля 1995 года. К этому событию было приобретено 18 швейцарских вагонов с прицепами SWS B Zurich 4 / 4 1b 1954 года выпуска, эксплуатировавшихся до этого в Цюрихе. Этот маршрут отличается от остальных размером рельсовой колеи, составляющей 1100 мм, тогда как основная сеть в Пхеньяне имеет ширину 1435 мм. На всём протяжении вагоны делают две остановки, расположенные в специальных каменных терминалах. Каждый состав сопровождают девушки в военной форме, имеющие нетипичный для КНДР высокий рост.
Какие автомобильные марки выпускаются в Корее?
Трудно поверить, что две соседние страны имея общее историческое наследие могут развиваться по совсем разным стандартам, в том числе, в области образования, экономики и в развитии жизни. Разница между ними в том, что Южная Корея является одной из успешных развивающих стран мира, которая старается и хочет достигнуть международных стандартов в производстве, когда как Северная Корея кажется совсем не смотрит в будущее и живет прошлым, заметно отставая не только от Южной Кореи, но и от большинства стран мира. Вот к примеру, как выглядит ситуация с автопромышленности в обеих этих странах.
Автомобильная промышленность Северной Кореи
Северная Корея имеет возможность производить сегодня от 40 тыс. — до 50 тыс. автомобилей в год. Однако, в связи с неблагоприятной экономической ситуацией Северная Корея производит всего лишь несколько тысяч автомашин в год. Первыми разработками автомобилей в Северной Корее стали транспортные средства, как две капли воды похожие на Советские автомобили, а именно: на ГАЗ-51, ГАЗ-69 и ГАЗ-М20 «Победа». Позже Северная Корея решилась копировать не Российские автомобили, а Немецкие, такие, как Мерседес-Бенц и некоторые Американские автомашины, как Jeep.
Самые известные автопроизводители Северной Кореи:
— «Моторный завод «Sungri»»- он производит как легковые, так и грузовые автомашины. Также завод выпускает автобусы и силовые агрегаты.
— «Пхёнхва Моторс»- он выпускает небольшие легковые автомобили, а также и другие роскошные модели транспортных средств. Кроме того, компания выпускает микроавтобусы, автобусы, внедорожники и пикапы.
— «March 30th Work»- он производит тяжелый 100-тонный самосвал Konsor-100.
— «Chongjin Bus Works»- он производит автобусы и троллейбусы, в том числе самый известный троллейбус на солнечных батареях.
ZYLE DAEWOO BUS CORPORATION
«Zyle Daewoo Bus Corporation», судя по официальному описанию компании на сайте, специализируется в основном на выпуске автобусов. Ранее компания входила в подразделение компании «Shinjin Motors», которая входит в Южнокорейское подразделение компании «GM». Далее компания выпускала автобусы под брендом «Daewoo Heavy Industry», и «Daewoo Motor Company». В 2002 году компания «Daewoo» создала свою собственную компанию по производству автобусов, которую назвали «Daewoo Bus Corporation».
Прежде всего, данная компания производит общественный транспорт и имеет многочисленные филиалы и партнеров по всему миру. Так например, компания производит свои автомобили в г. Шанхае (Shanghai Wanxiang Daewoo Bus). Так же производство открыто в городе Гуйлинь, КНР (Guilin Daewoo).
По состоянию на 2013 год компания производит в том числе и ряд популярных коммерческих рейсовых автобусов, как например, знаменитая серия «FX», т.е.: модель «1724» — городской автобус, модель «1731» — пригородный автобус и серию автобусов «LESTAR».
Северокорейские автопроизводители:
Крупнейшим северокорейским автопроизводителем является Pyeonghwa Motors. Компания была основана в 1999 году как совместное предприятие южнокорейской компании Pyonghwa Motors Of Seoul и северокорейской компании Ryonbong General Corporation.
Стоит отметить, что южнокорейская компания Pyonghwa Motors Of Seoul только зарегистрирована в Южной Корее, но её собственником является северокореец Мун Сон Мён, основатель и лидер северокорейского религиозного движения «Церковь объединения». В 2013 году Мун Сон Мён передал все свои права на Pyeonghwa Motors государству и с тех пор это полностью государственная компания.
Производственные мощности позволяют Pyeonghwa Motors производить до 10 тысяч автомобилей в год, однако в силу отсутствия спроса их производится от силы 500, а то и того меньше.
Все автомобили, которые производит Pyeonghwa Motors, не являются собственной разработкой северокорейских инженеров, а производятся по лицензии других автопроизводителей, в частности итальянского Fiat, а так же китайского Brilliance и южнокорейского SsangYong.
Вот так выглядят некоторые автомобили производства Pyeonghwa Motors:
Pyeonghwa Hwiparam IPyeonghwa Hwiparam IIPyeonghwa JunmaPyeonghwa Bbeokgugi
Вторым по величине и самым первым в истории Северной Кореи автопроизводителем является основанный в 1950 году Токчхонский автомобильный завод, который с 1975 года называется Sungri Motor Plant.
Поскольку Северная Корея дружила с СССР, то все первые автомобили производства Токчхонского автомобильного завода были точными копиями советских автомобилей ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-69 и КрАЗ-256.
Однако прогресс в Северной Корее не стоял на месте и позже северокорейцы начали копировать автомобили немецких автопроизводителей Mercedes-Benz и Volkswagen. Сейчас Sungri Motor Plant в небольших количествах производит легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы, а так же строительную технику.
Кроме этого в Северной Корее есть заводы, которые производят автобусы, троллейбусы и трамваи, правда все они тоже являются либо копиями, либо производными.
В заключение отмечу, что не смотря на наличие собственной автомобильной промышленности особо приближённые к северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну чиновники предпочитают дорогие автомобили представительского класса от европейских или японских автопроизводителей, экспорт которых в Северную Корею запрещён международными санкциями, но никакие санкции не способны запретить контрабанду, особенно если она на государственном уровне.
Ещё публикации по теме:
Подземное чудо Пхеньяна
Линии метрополитена в КНДР действуют только в Пхеньяне. Протяжённость действующей сети сегодня составляет 22,5 км. Первая очередь была открыта 6 сентября 1973 года. До 1997 года в столичной подземке работали только китайские вагоны DK4 (1972–1973 гг. выпуска), эксплуатирующиеся с года открытия движения. С 1997 по 2001 год эксплуатировались вагоны серии Gi восточно-германского (ГДР) производства 1970-х и 1980-х годов выпуска. Сегодня остались вагоны западно-германского (ФРГ) производства серии D (1957–1965 гг. выпуска), эксплуатирующиеся с 1999 г. В торце каждого вагона сегодня размещены портреты Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.
Станции украшены мозаичными панно с тысячами цветных камней, где изображены виды улиц, площадей Пхеньяна и других знаковых мест Северной Кореи.
В мире осталось немного городов, которые можно назвать транспортными заповедниками. Подвижной состав в них очень старый или собран местными предприятиями, которые не экспортируют свою продукцию за рубеж, что делает её уникальной для исследователей. Случай с Пхеньяном именно такой. Здесь можно встретить старые и новые мировые бренды, а также технику собственного производства. Этот микст делает КНДР не просто экзотическим местом, но и настоящим музейным заповедником: за 50 лет все вместе взятые иностранцы не посетили даже половину городов!